Аналитика

Развитие информационного общества во Владимирской области

  • Сeн 18, 2018

Владимирская область характеризуется средним уровнем развития информационного общества.

Развитие информационного общества в регионе осуществляется в рамках выполнения мероприятий профильной государственной программы «Информационное общество» на период до 2020 года. В программе урегулированы вопросы предоставления гражданам и организациям информации о деятельности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а также государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Ответственным за реализацию программы назначен Комитет информатизации, связи и телекоммуникаций Администрации Владимирской области. Программа состоит из следующих подпрограмм:

  • «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества, предоставление государственных и муниципальных услуг на ее основе»;
  • «Электронные органы исполнительной власти региона».

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2017 году Владимирская область затратила на развитие сферы ИКТ 485,3 млн руб., что на 28,1% больше расходов за 2016 год.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • информационные системы (289 млн руб. или 59,6%);
  • связь и инфраструктура (174,8 млн руб. или 36%);
  • электронное правительство (21,4 млн руб. или 4,4%).

В 2018 году на финансирование мероприятий по информатизации в бюджете запланировано 368,6 млн руб. (сокращение на 31,6% по сравнению с 2017 годом). Структура расходов не изменилась:

  • информационные системы (182,7 млн руб. или 49,6%);
  • связь и инфраструктура (169,7 млн руб. или 46%);
  • электронное правительство (16,1 млн руб. или 4,4%).

В структуре финансирования по направлению «связь и инфраструктура» расходы на услуги фиксированной связи составили 3 млн руб. (0,6%) в 2017 году, а в 2018 году запланированы в объеме 3,6 млн руб. (1%). Планируется сокращение финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования со 100,7 млн руб. (20,7%) до 94,1 млн руб. (25,5%). Запланирован рост расходов на услуги доступа к сети Интернет с 70,6 млн руб. (14,5%) до 71,5 млн руб. (19,4%). Расходы на услуги мобильной связи в 2017-2018 годах составят менее 0,1% от общего бюджета на информатизацию.

В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» предусмотрено увеличение расходов на развитие и модернизацию информационных систем с 42 млн руб. (8,6%) до 56,4 млн руб. (15,3%). Расходы на эксплуатацию будут сокращены с 211,8 млн руб. (43,6%) до 93,9 млн. руб. (25,5%). Кроме того, предусмотрено сокращение финансирования на создание информационных систем с 35,2 млн руб. до 32,3 млн руб., что в процентном соотношении составляет 7,2% и 8,7% соответственно от общего бюджета на информатизацию.

По направлению «электронное правительство» финансирование, выделяемое на «перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и их оптимизацию», составляло 4,9 млн руб. (1%) в 2017 году. В 2018 году финансирование данного направления не предусмотрено. Дополнительно будет сокращено финансирование на развитие инфраструктуры электронного правительства с 16,4 млн руб. (3,4%) до 16 млн руб. (4,3%). На популяризацию сервисов оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме финансирование в 2017-2018 годах не предусмотрено. На развитие порталов государственных и муниципальных услуг и каналов доступа к ним предусмотрено менее 0,1% от общего бюджета на информатизацию.

Среди направлений финансирования по отраслям планируется сокращение средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 50,2 млн руб. в 2017 году до 46,9 млн руб. в 2018 году, однако в процентном соотношении это составляет 10,4% и 12,7% от общего ежегодного бюджета на информатизацию. Также предусмотрено сокращение финансирования внедрения ИКТ в сферу образования с 180,4 млн руб. (37,2%) до 66,5 млн руб. (18,1%). Ожидается увеличение расходов на финансирование внедрения ИКТ в сфере здравоохранения с 220,3 млн руб. (45,4%) до 222,6 млн руб. (60,4%). На финансирование внедрения ИКТ в сферу государственных и муниципальных финансов предусмотрено 13,8 млн руб. (2,8%) в 2017 году и 14,1 млн руб. (3,8%) в 2018 году. Расходы на внедрение ИКТ в сферах транспорта, обеспечения безопасности жизнедеятельности, социального обеспечения, а также энергетики в 2017-2018 годах не предусмотрены (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2017 и 2018 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Владимирская область занимает средние позиции в Российской Федерации. Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 177 единиц на 100 человек населения, что соответствует 51 месту в Российской Федерации и 14 месту в Центральном федеральном округе (ЦФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 39 место в Российской Федерации (20 абонентов) и 11 место в ЦФО.

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 60 место в Российской Федерации (67 абонентов) и 14 место в Центральном федеральном округе. По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Владимирская область занимает 44 место в Российской Федерации (74 пользователя) и 9 место в ЦФО (рисунок 2).

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2017 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566)

Электронное правительство

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 70% - 14 место в Российской Федерации и 5 место в ЦФО (рисунок 3).

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2018.htm)

Администрация Владимирской области и Минкомсвязь России в 2017 году заключили соглашение об участии в проекте «Мультирегиональность», в рамках которого госуслуги Владимирской области и муниципальных образований региона предоставляются на едином портале государственных услуг (ЕПГУ). По состоянию на конец 2017 года на едином портале было доступно 34 региональные госуслуги в электронном виде.

ИКТ в сфере образования

В регионе отмечается высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. В работе всех образовательных организаций используется региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). Он содержит информацию обо всех обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.

ИКТ в сфере здравоохранения

Все медицинские организации региона подключены к региональной медицинской информационной системе и передают сведения электронных медицинских карт пациентов в Федеральную систему интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). Телемедицинские услуги, также, предоставляются всеми медицинскими организациями Владимирской области.

К радиологическим информационным системам и/или архивам медицинских изображений имеют доступ только 16% медицинских организаций. В настоящее время из наиболее социально значимых процессов в сфере здравоохранения во Владимирской области не автоматизирован процесс выписки рецептов льготного лекарственного обеспечения и их передачи в аптечные организации в электронном виде.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

Во Владимирской области эксплуатируется несколько информационных систем, обеспечивающих прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также способствующих повышению качества финансового менеджмента организаций государственного сектора:

  • Программный комплекс «Свод-Web» предназначен для удаленного формирования, расчета и проверки форм бухгалтерской, кадровой и статистической отчетности с использованием удаленного доступа к централизованной базе данных через web-интерфейс. Это комплексное Интернет-решение, обеспечивающее формирование бюджетной отчетности всеми участниками бюджетного процесса.
  • Программный комплекс «Свод-Смарт» предназначен для обеспечения формирования консолидированной отчетности всеми субъектами бюджетного и бухгалтерского учета в органах государственной власти Владимирской области и муниципальных образованиях, а также регламентированной бухгалтерской, кадровой, статистической и управленческой отчетности. Данный комплекс позволяет осуществлять сбор отчетности в единой базе данных для всех субъектов бюджетного и бухгалтерского учета, хранить отчеты по организациям и временным периодам, создавать и поддерживать иерархию организаций и бюджетов и используется финансовыми органами городских округов и муниципальных районов области, осуществляющими свод и формирования отчетности на уровне городского округа или муниципального района.
  • Программный комплекс «Бюджет-Web» предназначен для автоматизации работ по составлению и исполнению областного бюджета. Он функционирует в единой базе данных с программным комплексом «Бюджет-СМАРТ» и предназначен для расширения его возможностей по подключению к единой базе удаленных распорядителей и получателей бюджетных средств через web-интерфейс. Используется главными распорядителями средств областного бюджета и их подведомственными учреждениями.
  • Программный комплекс «Бюджет-Смарт Про» предназначен для автоматизации процесса составления и исполнения областного бюджета, бюджетов муниципальных образований. Комплекс является многопользовательской системой, обладающей гибкой системой настроек под индивидуальные требования организаций и позволяющей работать удаленно. Комплекс используется финансовыми органами городских округов и муниципальных районов области, а также департаментами-главными распорядителями средств областного бюджета в качестве локального продукта для автоматизации процесса составления и исполнения бюджетов муниципальных образований.
  • Технологическая платформа «Проект-СМАРТ Про» представляет собой новую версию программной платформы подсистем программно-целевого планирования бюджета, предназначенных для планирования расходов, прогнозирования доходов, регулирования межбюджетных отношений, формирования, ведения и оценки эффективности государственных (муниципальных) программ, государственных (муниципальных) заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности. Решение «Проект-СМАРТ Про» выполняет все основные функции платформы предыдущего поколения «Хранилище-КС».

Информационные системы

В целях автоматизации процессов государственного управления и повышения качества принятия управленческих решений, по данным Администрации Владимирской области, в регионе функционируют следующие системы:

Полное наименование ИС Назначение
1. Система электронного документооборота и делопроизводства администрации области «СЭДД АВО» на базе платформы «Alfresco» Предназначена для агрегирования документов, их обработки, управления и обеспечения доступа
2. Государственная информационная система обращений граждан Предназначена для обеспечения рассмотрения и обработки обращений граждан в Администрации Владимирской области
3. Региональный сегмент ГАС «Управление» Автоматизация сбора и хранения данных с различных источников: roskazna.ru, nalog.ru, областные сводки МВД и МЧС, муниципальная статистика, показатели эффективности органов местного самоуправления, отраслевые данные – более 10 тыс. различных показателей. Показатели используются для формирования аналитических отчетов, в том числе в виде интерактивных графиков, диаграмм, картосхем на специализированном информационно-аналитическом портале gasu.gov.ru
4. Портал оценки регулирующего воздействия Предназначен для проведения публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы действующих актов
5. Единый информационный портал средств массовой информации Владимирской области «ИНФОРМ-Владимир» Предназначен для совершенствования информационного взаимодействия между органами власти, средствами массовой информации, населением Владимирской области и других регионов
6. Регистр муниципальных НПА Предназначен для ведения нормативных актов и уставов муниципальных образований и обмена информацией с Минюстом России
7. Форум «Вопрос-ответ» Предназначен для рассмотрения и широкого обсуждения вопросов социально-экономического развития Владимирской области

Выводы

Владимирская область обладает потенциалом для дальнейшего развития информационного общества. К сильным сторонам региона можно отнести информатизацию социально значимых отраслей образования и здравоохранения, а также отрасли государственных и муниципальных финансов. Но, в тоже время, информационно-телекоммуникационная инфраструктура и электронное правительство остаются на среднем уровне развития и требуют дополнительных инвестиций.

+7 (499) 600-11-22