Аналитика

Развитие информационного общества в Новосибирской области

  • Июл 31, 2018

Новосибирская область характеризуется высоким уровнем развития информационного общества.

Развитие информационного общества в Новосибирской области осуществляется в рамках выполнения мероприятий профильной государственной программы: «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области». Программа утверждена в 2015 году в целях консолидации областных средств по информатизации и объединила в себе на этапе разработки 5 региональных программ. В 2017 году утверждена государственная программа «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которая также содержит ряд мероприятий по информатизации. Ответственным за общую координацию информатизации является Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области.

В целях эффективной реализации задач государственных программ по ряду направлений ИТ-деятельности в Новосибирской области функционируют специализированные государственные учреждения:

  • «Центр информационных технологий Новосибирской области», обеспечивающий бесперебойное функционирование территориальной информационной системы региона, – оператор связи, обеспечивающий услугами телефонной связи, каналами связи и доступом в сеть Интернет областные исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, учреждения социального сектора;
  • «Центр навигационных и геоинформационных технологий Новосибирской области», обеспечивающий эффективное использование и развитие геоинформационной системы, навигационно-информационной системы, а также сетей постоянно действующих станций точного позиционирования и станций метеорологического назначения Новосибирской области;
  • «Служба 112», обеспечивающая бесперебойное функционирование и функциональное развитие системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
  • «Центр защиты информации Новосибирской области», обеспечивающий функционирование защищенных правительственных сетей, регионального удостоверяющего центра, информационную безопасность региональных государственных информационных систем.

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2017 году Новосибирская область затратила на развитие сферы ИКТ 1 590,4 млн руб., что на 4,8% больше расходов за 2016 год.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • информационные системы (770,7 млн руб. или 48,5%);
  • связь и инфраструктура (676,7 млн руб. или 42,5%);
  • электронное правительство (143 млн руб. или 9%).

В 2018 году на финансирование мероприятий по информатизации запланировано в бюджете 1 628,5 млн руб. (увеличение на 7,3% по сравнению с 2017 годом). Структура расходов не изменилась:

  • информационные системы (887,7 млн руб. или 54,5%);
  • связь и инфраструктура (611,1 млн руб. или 37,5%);
  • электронное правительство (129,7 млн руб. или 8%).

По направлению «связь и инфраструктура» планируется сокращение финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования с 452,5 млн руб. (28,4% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2017 году) до 390,8 млн руб. (24% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2018 году). В 2017 году расходы на услуги доступа к сети Интернет составили 168,8 млн руб. (10,6%). В 2018 году планируется их увеличение до 206,3 млн руб. (12,7%). Расходы на услуги мобильной связи в 2017 году составили 55,2 млн руб. (3,5%), а в 2018 году планируется их сокращение до 14 млн руб. (0,9%). На услуги фиксированной связи в 2017-2018 годах финансирование не предусмотрено.

В структуре финансирования по направлению «информационные системы» предусмотрено увеличение расходов на развитие и модернизацию информационных систем с 228,4 млн руб. (14,4%) до 366,7 млн руб. (22,5%). Расходы на эксплуатацию будут сокращены с 542,2 млн руб. (34,1%) до 521 млн. руб. (32%). Финансирование на создание информационных систем не предусмотрено.

По направлению «электронное правительство» планируется увеличение финансирования развития инфраструктуры электронного правительства с 36,7 млн руб. (2,3%) до 48,3 млн руб. (3%). На «перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и их оптимизацию» в 2017 году было выделено 91,7 млн руб. (5,8%). В 2018 году эти расходы планируется сократить до 72,4 млн руб. (4,5%).

Среди направлений финансирования по отраслям планируется сокращение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 1 006,4 млн руб. в 2017 году (63,3%) до 880,2 млн руб. (54,1%) в 2018 году. Рост финансирования запланирован на внедрение ИКТ в сферу здравоохранения с 178,9 млн руб. (11,2%) до 248,2 млн руб. (15,2%), внедрение ИКТ в сферу образования с 155,3 млн руб. (9,8%) до 211,6 млн руб. (13%), внедрение ИКТ в сферу социальной защиты с 25,9 млн руб. (1,6%) до 50,4 млн руб. (3,1%). Объемы финансирования отраслевой информатизации в Новосибирской области представлены на рисунке 1:

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2017 и 2018 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Новосибирская область занимает устойчивые позиции в Российской Федерации.

Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 177 единиц на 100 человек населения, что соответствует 40 месту в Российской Федерации и 5 месту в Сибирском федеральном округе (СФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 1 место в Российской Федерации (32 абонента).

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 47 место в Российской Федерации (61 абонент) и 8 место в Сибирском федеральном округе.

По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Новосибирская область занимает 32 место в Российской Федерации (73 пользователя) и 4 место в Сибирском федеральном округе (рисунок 2):

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566)

Надежность и доступность качественных услуг связи на территории Новосибирской области обеспечивается также в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах. Ежегодно предусмотрено строительство свыше 250 км волоконно-оптических линий связи и в среднем 10 вышек сотовой связи в сельских населенных пунктах, что позволяет каждый год дополнительно обеспечивать свыше 7 тыс. сельских жителей региона доступом к современным услугам связи.

В Новосибирской области реализуется проект «500+» по развитию линий и сооружений связи на сельских территориях с населением свыше 500 человек. Реализация проекта началась в 2016 году одновременно с федеральным проектом «Устранение цифрового неравенства» (УЦН). В рамках проекта «500+» планируется подключить 137 населенных пунктов с населением свыше 500 человек, а по УЦН - 279 населенных пунктов области с населением 250-500 человек. Благодаря двум проектам Новосибирская область сегодня лидирует по количеству введенных в эксплуатацию точек широкополосного доступа к сети Интернет среди всех регионов Сибирского федерального округа.

В регионе развита базовая технологическая инфраструктура, необходимая для функционирования всех региональных ИТ-ресурсов, так, созданы:

  • единая региональная государственная инфокоммуникационная сеть передачи данных (ГИСПД) протяженностью более 7 000 км, которая объединяет все районы города Новосибирска и районные центры области. ГИСПД является основой для организации информационного обмена в социально-значимых государственных информационных системах (в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, обеспечения безопасности жизнедеятельности, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде);
  • основной и резервный центры обработки данных, позволяющие обеспечить бесперебойное функционирование государственных информационных систем, в том числе «Системы 112» и региональной медицинской информационной системы (РМИС);
  • Развернута защищенная правительственная сеть, обеспечивающая информационную безопасность работы свыше 20 тыс. сотрудников областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений.

Электронное правительство

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 51,9% - 60 место в Российской Федерации и 8 место в СФО (рисунок 3):

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2018.htm)

По оказанию электронных услуг на 1 тысячу человек населения Новосибирская область, по данным Минкомсвязи России, входит в ТОП-10 регионов России. За первое полугодие 2018 года число оказанных электронных услуг превысило годовые значения 2017 года и составило 1 069 тысяч удовлетворенных заявлений.

Всего в 2017 году жители Новосибирской области совершили на Едином портале госуслуг более 512 тысяч платежей (штрафы, налоги, госпошлины, задолженности ФССП России) на общую сумму почти 485 миллионов рублей. По объему платежей, совершенных через портал, Новосибирская область входит в ТОП-15 регионов России.

ИКТ в сфере образования

С помощью спутниковых технологий в 2018 году для 50% образовательных учреждений Новосибирской области была увеличена скорость доступа к сети Интернет без увеличения бюджетных средств, в том числе в 220 сельских школах.

В работе всех образовательных учреждений используется региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). Сегмент содержит информацию о 48% обучающихся. Порядка 31% образовательных учреждений оснащены электронной библиотекой. Образовательные программы с использованием дистанционных технологий реализуют 19% учебных учреждений. Электронные дневники и электронные журналы успеваемости внедрены в 58% учреждений. Ежегодно свыше 35 000 рабочих мест в школах обеспечиваются базовым пакетом программного обеспечения для обучающихся.

ИКТ в сфере здравоохранения

К региональной медицинской информационной системе подключены 92% медицинских организаций области, в ней осуществляют работу более 9 тыс. врачей.

Полностью автоматизирована выписка рецептов льготного лекарственного обеспечения с последующей передачей в аптечные сети. Создан механизм определения потребности в льготных лекарственных средствах, благодаря чему срок проведения заявочной кампании на лекарственные средства для всего региона сокращен с 6 месяцев до двух недель с учетом всех процессов согласования и контроля лимитов.

Автоматизированная система льготного лекарственного обеспечения (АС ЛЛО) неоднократно признавалась лучшим проектом в данной сфере. Так, в 2016 году по итогам VIII Ежегодного конкурса «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора» АС ЛЛО признана лучшим облачным решением. Благодаря успешно реализованной системе, Новосибирская область стала победителем в номинации «Лекарственное обеспечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» премии Росздравнадзора «За качество и безопасность медицинской деятельности». В июне 2018 года в рамках 2-го конкурса корпоративной автоматизации на платформе «1С: Предприятие 8» - «1С: Проект года» проект, реализованный в контуре системы «Автоматизация розничной торговли в государственных аптечных пунктах Новосибирской области», признан лучшим проектом года.

Запись на прием к врачу или на обследование в электронном виде осуществляют 57% подведомственных региональному министерству здравоохранения медицинских организаций. Около 30% медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, передают сведения электронных медицинских карт пациентов в федеральную систему интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). К системам или комплексам, обеспечивающим оказание телемедицинских услуг, имеют доступ 57% медицинских организаций, а к радиологическим информационным системам и/или архивам медицинских изображений – 37%.

ИКТ в сфере социального развития

С 2008 года на территории Новосибирской области функционирует государственная информационная система «Социальный портрет гражданина и Типизированное хранилище данных Новосибирской области» (ГИС СПГ).

В настоящее время ГИС СПГ охватывает следующие вопросы:

  • взаимодействие органов исполнительной государственной власти с гражданами в области социальной поддержки;
  • предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания;
  • учет и распределение путевок в дошкольные образовательные учреждения;
  • учет и контроль за детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • учет мер по социальной реабилитации инвалидов,
  • компенсационные выплаты и субсидии по услугам ЖКХ;
  • обработки и актуализации сведений более чем о 700 тысячах получателях социальной помощи Новосибирской области.

Использование ГИС СПГ позволяет ежегодно оказывать гражданам более 1 млн социальных услуг, осуществлять автоматический расчет выплат более чем на 12 млрд рублей, формировать в автоматизированном режиме более 43 тысяч индивидуальных программ реабилитации и абилитации (адаптации) детей и взрослых, получивших инвалидность.

ИКТ в сфере занятости населения

С 2017 года начал работу интерактивный портал службы занятости населения Новосибирской области, который позволяет пользоваться услугами онлайн. Для граждан в электронном виде доступны сервисы по содействию в поиске работы, информированию о социальных выплатах, участию в оплачиваемых общественных работах, доступны услуги по профессиональной ориентации, обучению и дополнительному профобразованию и многие другие сервисы. За 2017 год посредством интерактивного портала службы занятости населения было получено и обработано более 100 тысяч электронных обращений.

Портал оказывает услуги не только соискателям работы, но и работодателям. Работодатель обладает возможностью в онлайн-режиме подавать сведения о потребности в работниках, о кадровом составе предприятия и квотах для инвалидов, а также получать подборку необходимых работников из общего банка вакансий.

С помощью интерактивного портала, а также программного комплекса Катарсис, который обеспечивает внутреннюю работу государственных учреждений и предоставление государственных услуг в сфере занятости населения, ежегодно оказывается более 800 тысяч услуг почти для 240 тысяч граждан Новосибирской области, получателей услуг в сфере занятости населения.

ИКТ в сфере безопасности жизнедеятельности

В 2017 году введена в промышленную эксплуатацию система вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Одной из отличительных особенностей региональной «Системы-112» от аналогичных проектов в других регионах является полнофункциональная интеграция с внешними информационными системами, в частности, применяемыми в органах внутренних дел и на станциях скорой медицинской помощи. Среднесуточная нагрузка системы составляет чуть более 3300 вызовов в сутки. По итогам 2017 года обработано более 960 тысяч вызовов. Благодаря оперативно организованному комплексному взаимодействию служб полиции, скорой медицинской и пожарной помощи оказана помощь пострадавшим более чем в 7 500 происшествиях.

В 2017 году в промышленную эксплуатацию введена еще одна система безопасности – комплексная система экстренного оповещения населения. Система обеспечивает своевременное обнаружение опасности и доведение до каждого человека в зоне покрытия достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации. В настоящий момент в зону чрезвычайного оповещения попадает 167 тысяч жителей региона, проживающих рядом с опасными объектами.

Информационные системы

В целях автоматизации процессов государственного управления и повышения качества принятия управленческих решений по данным Департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области в регионе функционируют следующие системы:

Полное наименование ИС Оператор ИС Назначение Перечень интегрированных федеральных ИС Год ввода в эксплуатацию
1. Система электронного документооборота и делопроизводства Правительства Новосибирской области ДИиРТТ Новосибирской области Предназначена для организации электронного документооборота и делопроизводства Губернатора , Правительства, администрации Губернатора и Правительства, областных исполнительных органов государственной власти Система Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций; портал ССТУ.РФ (Сетевой Справочный Телефонный Узел); Федеральная информационная адресная система; МЭДО 2008
2. Государственная информационная система Новосибирской области «Территориальная информационная система и типизированное хранилище данных «Социальный паспорт гражданина» Министерство труда и социального развития Новосибирской области Автоматизация взаимодействий органов исполнительной государственной власти и граждан в области социальной поддержки СМЭВ, ЕГИССО, ЕПГУ 2008
3. Государственная информационная система Новосибирской области «Межведомственная автоматизированная информационная система» ДИиРТТ Новосибирской области Автоматизация процессов оказания государственных и муниципальных услуг (функций), осуществление возможности направления межведомственных запросов в электронном виде, автоматизация процессов ведения учета посещаемости, начислений и оплаты по предоставленным платным услугам в разрезе услуг и получателей услуг СМЭВ, ФГИС ДО, ЕПГУ, ЕСИА, ГИС ГМП, ЕГИССО 2012
4. Государственная информационная система Новосибирской области «Центр приема государственных услуг» Министерство экономического развития Новосибирской области Автоматизация процессов оказания государственных и муниципальных услуг (функций) на базе филиалов многофункционального центра предоставления услуг (МФЦ) ЕСИА, СМЭВ, ЕПГУ 2012
5. Государственная информационная система «Управление» Новосибирской области ДИиРТТ Новосибирской области Автоматизация сбора и хранения данных с различных источников: roskazna.ru, nalog.ru, областные сводки МВД и МЧС, муниципальная статистика, показатели эффективности органов местного самоуправления, отраслевые данные – более 10 тыс. различных показателей, - для формирования аналитических отчетов, в том числе в виде интерактивных графиков, диаграмм, картосхем на специализированном информационно-аналитическом портале gasu.gov.ru - 2013
6. Информационная система «Финансово – хозяйственный учёт в медицинских организациях Новосибирской области» Министерство здравоохранения Новосибирской области Автоматизация процессов ведения финансово-хозяйственного учета в государственных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Новосибирской области, в Министерстве здравоохранения Новосибирской области - 2013
7. Региональная геоинформационная система Новосибирской области Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Министерство сельского хозяйства Новосибирской области, Минэкономразвития Новосибирской области, Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, иные ОИОГВ, ОМСУ в Новосибирской области Предназначена для систематизации пространственных данных на региональном и муниципальном уровнях, обеспечения оперативного использования межведомственных данных для принятия объективных управленческих решений по эффективному использованию ресурсов региона, обеспечения наглядности и открытости пространственной информации для граждан и руководства региона - 2013
8. Региональная навигационная информационная система Новосибирской области Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Предназначена для упорядочения сети пригородных и районных маршрутов регулярных перевозок, повышения дисциплины выполнения расписаний маршрутов перевозки пассажиров, расчета субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат и недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае государственного регулирования тарифов при выполнении перевозок пассажиров в муниципальных районах и по пригородным маршрутам регулярного сообщения - 2013
9. Портал «Электронная демократия» ДИиРТТ Новосибирской области Предназначена для публичного обсуждения социально-значимых тем, формирования и отправки в организации (органы государственной власти, местного самоуправления и др.) открытых публичных сообщений граждан и публичная оценка гражданами полученных от организаций ответов, что позволяет, в том числе повышать качество принятия управленческих решений - 2014
10. Региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам Министерство образования Новосибирской области Автоматизация предоставления услуг населению в сфере образования, а также автоматизация процессов внутренней административной деятельности образовательных организаций. Система включает в себя совокупность подсистем: электронный детский сад, электронная школа, электронный колледж, электронное дополнительное образование СМЭВ, ЕПГУ 2016
11. Информационная система «Кадровый учет государственных гражданских служащих Новосибирской области» ДИиРТТ Новосибирской области Автоматизация процесса организации кадровой работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления Единая информационная система управления кадровым составом РФ 2016
12. Государственная информационная система «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Новосибирской области» Министерство сельского хозяйства Новосибирской области Автоматизация процесса формирования заявок на предоставление субсидий в Министерстве сельского хозяйства Новосибирской области ЕСИА, СМЭВ 2017

Навигационные системы и пространственные данные

В Новосибирской области создана региональная государственная сеть станций высокоточного позиционирования, которая позволяет выполнять широкий комплекс геодезических работ с высокой степенью надежности и точности, в том числе и в режиме реального времени.

Блоками спутникового мониторинга ГЛОНАСС оснащено и подключено к Региональной навигационной системой (РНИС) более 7 000 единиц транспорта: машины скорой медицинской помощи, школьные автобусы, перевозчики опасных и крупногабаритных грузов, дорожная и специальная техника, пассажирский транспорт. Кроме того, наземная инфраструктура ГЛОНАСС позволяет выполнять геодезическое обеспечение кадастровых и землеустроительных работ, мониторинг объектов строительства, точную навигацию и управление техникой.

Использование функционала РНИС НСО позволило упорядочить сеть пригородных и районных маршрутов регулярных перевозок. Дисциплина выполнения расписаний маршрутов перевозки пассажиров заметно повысилась.

Технологии ГЛОНАСС активно применяются в системах обеспечения безопасности жизнедеятельности. Организована полная автоматизация обработки вызовов, поступающих с терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, установленных в автомобилях, в региональную Систему экстренных вызовов 112.

Правительством создана Единая цифровая региональная геоинформационная система (РГИС), которая является единым хранилищем пространственных данных и эффективным инструментом работы с ними для органов региональной и муниципальной власти, а также других категорий пользователей. С помощью РГИС муниципалитеты осуществляют ведение градостроительной деятельности, публикацию генеральных планов, схем территориального планирования и иной деятельности, связанной с учетом земли и муниципального имущества.

На основе РГИС реализован проект создания базовой инфраструктуры пространственных данных Новосибирской области - структурированного набора пространственной информации. В его составе - единая картографическая основа, адресный план, граф дорог, сведения о земельных участках и другие данные. Всего в системе содержатся свыше 5 000 слоев пространственной информации, в 2017 году система признана победителем всероссийского конкурса «ПРОФ-IT.2017» в номинации «Большие данные в государственном управлении».

Для получения геопространственной информации органами власти и подведомственными структурами применяется технология лазерного 3D сканирования. Дополнительно проходят тестовые испытания использования данной технологии при подготовке проектной документации и проведении приемочных испытаний при строительстве и ремонте дорожного полотна.

Выводы

Новосибирская область входит в число регионов-лидеров по уровню развития информационного общества. Эффективность принимаемых решений по внедрению ИКТ в важнейшие отрасли экономики и социальной сферы региона подтверждается позициями области в мониторинге уровня развития информационного общества Минкомсвязи России.

На основе созданной и продолжающей активно развиваться инфраструктуры в регионе внедряются сквозные технологии, создаются цифровые платформы. Региональные практики цифровой трансформации Новосибирской области могут быть использованы для тиражирования в других субъектах Российской Федерации.

+7 (499) 600-11-22