Аналитика

Финансирование мероприятий по информатизации в субъектах Российской Федерации

  • Июн 08, 2018

Согласно данным проведенного мониторинга региональных бюджетов совокупный объем финансирования мероприятий по информатизации в субъектах Российской Федерации в 2017 году составил порядка 85 млрд рублей, что на 21,6% больше, чем в 2016 году. Запланирован рост расходов на финансирование мероприятий по информатизации в 2018 году до порядка 100 млрд рублей, что на 17,6% больше объема финансирования 2017 года.

При проведении мониторинга учитывались данные о финансировании как региональных органов власти, отвечающих за вопросы информатизации (профильных министерств или ведомств), так и затраты региональных ведомств на реализацию отраслевых мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий. Проведенный мониторинг позволил сопоставить регионы и сформировать рейтинг ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации.

Первая пятерка лидеров по объемам финансирования на информатизацию в 2017-2018 году не меняется. В 2018 году лидером по объему финансирования, запланированному на информатизацию, является Москва - 49,9 млрд рублей. Второе место занимает Санкт-Петербург с объемом бюджета 10,1 млрд рублей. Третье место – Московская область с бюджетом 5,2 млрд рублей. На четвертом месте Ханты-Мансийский автономный округ с бюджетом 2,6 млрд рублей. Замыкает пятёрку лидеров Республика Татарстан с запланированным бюджетом в 1,8 млрд рублей. Всего на долю лидеров приходится порядка 70% всех региональных ИКТ-расходов.

Рисунок 1. Топ-5 регионов по объемам ИКТ-бюджетов в 2017 г.

Рисунок 2. Топ-5 регионов по объемам ИКТ-бюджетов в 2018 г.

В 2018 году изменится состав регионов, занимающих места с 5 по 10 в рейтинге ИТ-бюджетов. Так, например, входившие в десятку лидеров в 2017 году Ростовская область (9 место) и Челябинская область (10 место) уступили место Волгоградской области и Ямало-Ненецкому автономному округу соответственно.

Стоит отметить сохраняющуюся тенденцию в существенном различии уровня финансирования ИКТ регионов, замыкающих рейтинг в сравнении с регионами-лидерами. Как в 2017 году, так и в 2018 году суммарные расходы на ИТ-сферу 5 регионов, замыкающих рейтинг, составляют 0,1% от совокупных ежегодных расходов регионов на информатизацию.

В 2017 году среди регионов с наименьшими объемами ИТ-бюджетов оказались Астраханская область (19,1 млн руб.), Республика Ингушетия (11,0 млн руб.), Республика Северная Осетия - Алания (9,0 млн руб.).

В 2018 году наименьший объем финансирования запланирован в Карачаево-Черкесской Республике (30,4 млн руб.), Республике Северная Осетия – Алания (24,9 млн руб.), Республике Ингушетия (12 млн руб.).

Рисунок 3.Топ-5 регионов с наименьшим объемом финансирования на информатизацию в 2017 г.

Рисунок 4.Топ-5 регионов с наименьшим объемом финансирования на информатизацию в 2018 г.

Часть регионов Российской Федерации ежегодно существенно увеличивает расходы на информационно-коммуникационные технологии. В 2017 году среди них можно выделить Республику Бурятию (в 4,2 раза), Пензенскую область (в 3,4 раза) и Волгоградскую область (в 2,5 раза). В 2018 году такими регионами стали Калининградская область (в 2,3 раза), Республика Северная Осетия – Алания (в 1,7 раза), Саратовская область (в 1,5 раза).

Рисунок 5.Топ-5 регионов по росту расходов на ИКТ в 2017 г.

Рисунок 6.Топ-5 регионов по росту расходов на ИКТ в 2018 г.

По результатам мониторинга ИТ-бюджетов составлен рейтинг регионов по объемам финансирования мероприятий на информатизацию в расчете на 1000 человек населения. В 2017 году по соотношению на 1000 жителей наибольший уровень ИТ-расходов у Ненецкого автономного округа (5,2 млн руб.), наименьший - Республики Северная Осетия - Алания (12,8 тыс. руб.). В 2018 году лидером по прежнему является Ненецкий автономный округ (4,2 млн руб.), а наименьший уровень ИТ-расходов на 1000 жителей зафиксирован в Республике Ингушетия (24 тыс. руб.) В пересчете на 1000 жителей в год указанные расходы отличаются более чем в 150 раз.

Рисунок 7. Объем финансирования мероприятий по информатизации на 1000 человек населения

Среди ключевых направлений региональных расходов в период 2017-2018 годов можно отметить такие, как: формирование базовой инфраструктуры связи, перевод государственных услуг в электронную форму, создание отраслевых информационных систем. Указанные основные направления свидетельствуют, что в целом затраты субъектов Российской Федерации соответствует основным целям деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, определенным Концепцией региональной информатизацией, а также Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Рисунок 8. Структура ИКТ-расходов регионов в разрезе трех основных направлений внедрения ИКТ

Наибольший объем средств в 2017 году был выделен на развитие информатизации и связи. Совокупные расходы субъектов Российской Федерации по данному направлению составили 59,6 млрд рублей (70%). Тренд сохранился и в 2018 году, где на финансирование данного направления предусмотрено 71 млрд рублей (71%).

На втором месте - ИКТ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, совокупные расходы регионов по направлению составили 5,6 млрд. рублей (6,6%). Более половины субъектов Российской Федерации (53 региона) в 2017 году обеспечили финансирование таких крупных проектов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, как «Безопасный город» и «Система-112». В 2018 году на финансирование направления безопасности жизнедеятельности регионы планируют потратить 7,3 млрд руб. (7,3%), что также соответствует второму месту в структуре расходов.

Существенные объемы финансирования предусмотрены на развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере образования – 5,0 млрд рублей (5,9%) в 2017 году и 4 млрд руб. (4%) в 2018 году, а также здравоохранения – 3,8 млрд рублей (5,6%) в 2017 году и 4,8 млрд руб. (4,8%) в 2018 году. В части образования ИТ-проекты направлены, в первую очередь, на обеспечение доступа образовательных организаций всех уровней к скоростному Интернету, обеспечение компьютерным оборудованием, внедрение дистанционного образования, автоматизацию учебного процесса.

Региональные ИТ-проекты в сфере здравоохранения направлены на обеспечение медицинских учреждений всех уровней компьютерным оборудованием и доступом в сеть Интернет. Также обеспечивается внедрение региональных медицинских систем, ведение электронных медицинских карт, возможность удаленной записи на приём к врачу, автоматизацию работы скорой медицинской помощи. Значительное внимание уделяется развитию телемедицины.

Наименьший объем регионального финансирования в 2017 году наблюдается по таким отраслевым направлениям, как: жилищно-коммунальное хозяйство 281,6 млн. руб. (0,3%), сельское хозяйство 129 млн. руб. (0,1%), энергетика 123,6 млн. руб. (0,1%). В 2018 году данные отрасли также обладают наименьшим объемом финансирования: жилищно-коммунальное хозяйство – 324 млн руб. (0,3%), энергетика –300,1 млн руб. (0,3%), сельское хозяйство – 177,3 млн руб. (0,2%).

Рисунок 9. Отраслевая структура расходов региональных ИТ-бюджетов в 2016-2017 гг.

Рисунок 10. Отраслевая структура расходов региональных ИТ-бюджетов в 2017-2018 гг.

Выводы

Согласно данным проведенного мониторинга региональных бюджетов в среднем объем средств, выделяемых на информатизацию, ежегодно увеличивается на 19-20%. При этом в 2017 году расходы на ИКТ увеличили 58,8% регионов. В 2018 году рост финансирования информатизации запланирован у 69,4% субъектов Российской Федерации. Таким образом, совокупный рост финансирования информатизации достигается за счет увеличения бюджета лишь части регионов. В результате сохраняется устойчивая тенденция на увеличение разрыва в уровне финансового обеспечения между субъектами Российской Федерации, возглавляющими и замыкающими рейтинг.

Порядка 95% всех выделяемых на информатизацию средств приходится на внедрение информационно-коммуникационных технологий в установленные Концепцией региональной информатизации отрасли. При этом в части финансирования информационных систем акцент смещается с создания на развитие и эксплуатацию. Смещение обусловлено завершением основного этапа формирования информационного общества в субъектах Российской Федерации, в ходе которого были созданы ключевые государственные информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

+7 (499) 600-11-22