Аналитика

Развитие информационного общества в Самарской области

  • Июн 08, 2018

Самарская область характеризуется средним уровнем развития информационного общества.

Основным стратегическим документом региона, регулирующим вопросы повышения качества жизни граждан на основе информационных технологий, на период до 2020 года является государственная программа «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области». Программа состоит из подпрограмм: связь, коммуникации и электронный регион. Департамент информационных технологий и связи Самарской области назначен ответственным за реализацию программы.

Развитие отраслевой информатизации предусмотрено в таких государственных программах, как «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области», «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений».

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2017 году Самарская область затратила на развитие сферы ИКТ 428,3 млн руб., что на 17 % меньше, чем 2016 году.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • электронное правительство (197,9 млн руб. или 46,2%);
  • связь и инфраструктура (156,8 млн руб. или 36,6%);
  • информационные системы (73,6 млн руб. или 17,2%).

В 2018 году на финансирование мероприятий по информатизации в бюджете запланировано 547,5 млн руб. (рост на 27,8 % по сравнению с 2017 годом). Структура расходов представлена следующим образом:

  • связь и инфраструктура (298,1 млн руб. или 54,5 %);
  • электронное правительство (205,6 млн руб. или 37,5%);
  • информационные системы (43,7 млн руб. или 8,0%).

В 2018 году по направлению «связь и инфраструктура» предусматривается увеличение бюджетных средств до 298,1 млн руб., что на 90% больше, чем было предусмотрено в 2017 году. Расходы на услуги мобильной и фиксированной связи увеличатся до 129,6 млн руб. (в 2017 году объем финансирования составлял 20,4 млн руб.).

В 2017-2018 годах отмечается рост расходов на услуги доступа к сети Интернет с 114,6 млн руб. (26,7% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2017 году) до 136,2 млн руб. (18,8% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2018 году).

В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» предусмотрено сокращение расходов на создание, развитие и модернизацию информационных систем с 73,6 млн руб. (17,2%) до 43,7 млн руб. (8%).

По направлению «электронное правительство» финансирование в 2018 году составит 205,6 млн руб. (37,5%). Будет сокращено финансирование, выделяемое на развитие инфраструктуры электронного правительства с 173,4 млн руб. (40,5%) до 178,4 млн руб. (32,6%).

Ожидается сокращение расходов на перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму и их оптимизацию с 22,4 млн руб. (5,2%) в 2017 году до 20,4 млн руб. (3,7%) в 2018 году. На популяризацию сервисов оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме запланировано 4,8 млн руб., что составляет менее 1% от общего бюджета на информатизацию. В 2017 году средства финансирования по данному направлению не предусматривались.

Среди направлений финансирования по отраслям планируется увеличение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 72,5 млн руб. в 2017 году (16,9 %) до 175,1 млн руб. в 2018 году (32,0%), а также увеличение финансирования внедрения ИКТ в сферы: образования с 116,8 млн. руб. (27,3%) до 152 млн руб. (27,8%), труда и занятости с 6,7 млн руб. (1,6%) до 10,7 млн руб. (2,0%).

Ожидается сокращение расходов на финансирование внедрения ИКТ в сфере социальной защиты с 22,7 млн руб. (5,3%) до 2,4 млн руб. (0,4%). Расходы на внедрение ИКТ в сферах транспорта, обеспечения безопасности жизнедеятельности в 2017-2018 годах не предусмотрены (рисунок 1):

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2017 и 2018 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Самарская область занимает устойчивые позиции в Российской Федерации.

Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 203,46 единиц на 100 человек населения, что соответствует 12 месту в Российской Федерации и 2 месту в Приволжском федеральном округе (ПФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 19 место в Российской Федерации (29 абонентов) и 3 место в ПФО.

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 11 место в Российской Федерации (82 абонента) и 1 место в ПФО. По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Самарская область занимает 45 место в Российской Федерации (84 пользователя) и 5 место в ПФО (рисунок 2):

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566)

В 2017 году было запущено порядка 20 базовых станций в малых населенных пунктах Самарской области стандарта 2G/3G, работающие на частоте 900 МГц, что позволяет увеличить территорию покрытия сел надежной связью. Общее количество базовых станций всех стандартов, расположенных на территории области, составляет более 7000, при этом зона охвата территории области мобильной связью у операторов составляет от 85% до 95%, а доля населения, охваченного мобильной связью, по сведениям, представленным операторами, превысила 200%.

Государственная программа по устранению цифрового неравенства предусматривает организацию точек доступа в сеть Интернет в малых населенных пунктах Самарской области численностью от 250 до 500 человек. В мае 2018 года успешно функционировали 123 точки доступа. Планируется, что до конца 2018 года точками доступа в сеть Интернет будут обеспечены более 200 малых сельских населенных пунктов.

Благодаря строительству волоконно-оптических линий связи, за время действия программы более сорока тысячам человек, проживающим в малых населенных пунктах, предоставлена возможность подключения к сети Интернет. Всемирная сеть открыла доступ жителям к оформлению государственных услуг в электронном виде: записи на прием к врачу, получению государственных услуг по оформлению пенсии, замене паспорта и т.д.

Аккредитованный Удостоверяющий центр Самарской области ежегодно обслуживает более 7500 электронных подписей, используемых всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в информационных системах (например, в Автоматизированной информационной системе документооборота и делопроизводства правительства Самарской области). Функционирует единая защищенная сеть передачи данных правительства Самарской области, включающая более 650 криптомаршрутизаторов, с целью обеспечения защищенного информационного взаимодействия региональных органов власти и подведомственных учреждений.

Кроме того, активно развивается использование геоинформационных систем. Геопортал Самарской области предоставляет цифровые карты региона, служит площадкой для создания и обмена пользователями пространственными данными. Отдельно доступны тематические карты в области сельского хозяйства, природопользования, охотопользования, карты объектов социальной инфраструктуры.

ИКТ инфраструктура для Чемпионата мира по футболу 2018 года

Самарской областью реализован ряд мероприятий по развитию ИКТ инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу. В частности построены кабельная канализация на прилегающей к стадиону «Самара Арена» территории, три независимые кабельные трассы проведены на стадион, дополнительно к сетям связи подключены новые здания МВД, пожарное депо, трамвайное депо и тренировочные площадки, а также подготовлена инфраструктура для развертывания оперативных штабов и инженерных служб.

Кроме того, продолжилось создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». В рамках проекта построена система видеонаблюдения и проведена интеграция более трех тысяч камер сторонних организаций: метрополитена, железнодорожного вокзала Самары, системы видеонаблюдения гостиниц и больниц и т.д.

В части увеличения скорости медицинского сопровождения при проведении Чемпионата мира по футболу создан Единый региональный диспетчерский центр скорой медицинской помощи, оснащенный современным оборудованием, программным обеспечением и позволяющий обеспечить прием вызовов без ожидания.

Информационная безопасность

Особое внимание регион уделяет вопросам информационной безопасности. Центр обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий атак на информационные системы и ресурсы Самарской области работает с 2015 года. Круг основных задач центра включает в себя постоянный мониторинг инцидентов информационной безопасности, оперативное реагирование и ликвидацию последствий компьютерных атак с дальнейшим расследованием этих инцидентов. Кроме того, на центр возложена задача по разработке рекомендаций, направленных на устранение уязвимостей и предупреждение подобных инцидентов в будущем; проведение аудита безопасности государственных информационных систем Самарской области и других web-приложений. Центр взаимодействует с силовыми органами, главным центром государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, регуляторами в области информационной безопасности, операторами связи, а также ведущими производителями отечественных средств защиты информации и высшими образовательными учреждениями, обеспечивающими подготовку специалистов по информационной безопасности.

Ежегодно в Самаре проводятся международные межвузовские открытые соревнования в области информационной безопасности VolgaCTF, которые привлекают внимание более тысячи команд молодых специалистов со всего мира. Дополнительно, в рамках молодёжного форума Приволжского федерального округа «iВолга» проходят соревнования в области системного администрирования и защиты информации VSFI.

Электронное правительство

Самарская область находится на среднем уровне развития электронного правительства. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 54,9%, что соответствует 55 месту в Российской Федерации и предпоследнему месту в ПФО (рисунок 3).

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2018.htm)

Среди ключевых элементов электронного правительства региона можно выделить следующие государственные информационные системы (ГИС):

  • ГИС «Портал государственных и муниципальных услуг»;
  • ГИС «Система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • ГИС «Система межведомственного электронного взаимодействия»;
  • ГИС «Система государственных и муниципальных платежей».

Среди распределения обращений за электронными услугами, наибольшая доля (67%) приходится на услуги федеральных ведомств, таких как: МВД России, Росреестр, ФНС России, Пенсионный фонд России. Самыми популярными услугами являются электронная запись к врачу, проверка и оплата налогов, проверка штрафов ГИБДД, оформление паспортов, электронный школьный дневник, проверка и оплата услуг ЖКХ. Росту популярности региональных госуслуг способствует обеспечение в электронном виде записи на прием к врачу, в детский сад и школу, получение путевок в детские оздоровительные лагеря.

ИКТ в сфере транспорта

В Самарской области с целью управления транспортными потоками в зависимости от сложившейся дорожной ситуации внедрена автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Она объединяет участков улично-дорожной сети города в единую систему. В реальном времени детекторы собирают информацию о трафике на дорогах города, передают ее специальному программному комплексу, который управляет режимом работы светофоров на перекрестках с учетом транспортной ситуации.

Самарская область включена в карту транспортных происшествий Приволжского транспортного региона. Интерактивная карта содержит информацию о происшествиях на железнодорожном транспорте: ДТП на переездах, случаях травмирования граждан, крушениях и сходах поездов. Карта позволяет фиксировать и другие происшествия, связанные с функционированием воздушного и водного транспорта. Основой для разработки карты послужила геоаналитическая платформа РусГИС на базе национальной облачной платформы.

Дополнительно на территории Самарской области функционирует распределенная система автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения на территории региона осуществляется с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для контроля за дорожным движением.

ИКТ в сфере образования

Стоит отметить относительно высокие показатели развития информационно-коммуникационных технологий в сфере образования в регионе. Так, доля образовательных учреждений, в которых ведутся электронные дневники и журналы успеваемости составляет 98,4%. Доля электронных заявлений на запись в детский сад и в школу по крупным городам приблизилась к 100%. Дополнительно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на просвещение детей и молодёжи в сфере информационных технологий и информационной безопасности, повышение престижа технических специальностей и качества подготовки кадров.

В Самарской области реализуется первый в Российской Федерации проект по созданию корпоративной региональной образовательной сети связи государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (КРОСС). Проект обеспечивает общеобразовательным учреждениям доступ к широкополосному доступу к сети Интернет посредством волоконно-оптических линий связи. В перспективе подключенные учреждения будут обладать доступом к информационным ресурсам и модулям, интегрированным с государственной информационной системой «Автоматизированная система управления региональной системой образования». На сегодняшний день, уже доступны для использования следующие модули: мониторинг образования, многоуровневая система оценки качества образования, организация дополнительного образования, школьное питание, региональная образовательная система тестирования, электронные образовательные ресурсы. Всего на территории Самарской области располагаются 816 образовательных учреждений, 559 из которых подключены к сети Интернет в рамках реализации проекта КРОСС.

ИКТ в сфере здравоохранения

В регионе подключены к сети Интернет поликлиники, больницы, станции скорой медицинской помощи, лечебно-консультационные центры, детские и стоматологические отделения на территории 15 населенных пунктов. Для этого в 2017 году дополнительно построены 30 км волоконно-оптических линий связи. В результате проведенных работ скорость передачи данных в медучреждениях повысилась и составила в минимальном значении 10 Мбит/с.

Гражданам обеспечена возможность предоставления записи на прием к врачу, записи на обследование в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) или Региональный портал государственных услуг (РПГУ).

В рамках модернизации сферы здравоохранения нашли свое развитие такие информационные системы как: «Электронная регистратура», «Региональная автоматизированная лабораторная информационная система», «Региональная система управления службами скорой и неотложной медицинской помощи» и другие. В 2017 году в региональном центре был запущен единый диспетчерский центр скорой и неотложной медицинской помощи.

На базе Самарского государственного медицинского университета начал свою работу Центр прорывных технологий, специализирующийся на разработке медицинских систем, основанных на симуляционных и когнитивных технологиях, а также на технологиях дополненной реальности. Разработки в секторе IT-медицины и успешное внедрение ряда проектов в этой области дадут новый импульс для развития этих направлений.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

Функционирует Единая информационная система управления бюджетным процессом Самарской области, предназначенная для комплексной автоматизации управления общественными финансами в государственных органах и государственных учреждениях, органах местного самоуправления и учреждениях муниципальных образований, включающая в себя следующие подсистемы:

  • Программный комплекс «WEB-Консолидация», предназначенный для решения задач сбора, консолидации и анализа бюджетной отчетности, отчетности бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий Самарской области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • Автоматизированная система «WEB-Планирование», предназначенная для автоматизации процессов финансового планирования и анализа деятельности главных распорядителей бюджетных средств, формирования Закона о бюджете области и поддержки принятия решений в целях оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности управления общественными финансами;
  • Программный модуль «Финансовый контроль закупок», предназначенный для автоматизации контроля в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ;
  • Программный модуль «WEB-просмотр данных», предназначенный для обеспечения удаленного доступа к архивным базам АС «Бюджет» и уведомлений для получателей субсидий;
  • Подсистема «Управление нормативно-справочной информацией», предназначенная для централизованного хранения, ведения, управления нормативно-справочной информацией пользователями Единой информационной системы управления бюджетным процессом с целью обеспечения единства справочников и классификаторов всех уровней бюджетов.

Выводы

Самарская область проводит сбалансированную политику по внедрению в государственное управление современных информационных технологий. Заметны отдельные успехи региона во внедрении информационных систем для повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса области.

Созданная ИКТ инфраструктура используется в информатизации социально значимых отраслей образования, здравоохранения, транспорта, отвечает современным требованиям и способна стать базовым элементом по улучшению качества жизни граждан на территории региона за счет развития информационного общества.

+7 (499) 600-11-22