Аналитика

Развитие информационного общества в Пермском крае

  • Июн 01, 2018

Развитие информационного общества в Пермском крае

Пермский край характеризуется средним уровнем развития информационного общества.

Основным стратегическим документом региона, регулирующим вопросы повышения качества жизни и социальной защищенности населения, доступности и качества предоставления государственных услуг, эффективности и прозрачности управления краем, развития цифровой экономики на период до 2022 года является государственная программа «Развитие информационного общества». Она включает подпрограммы по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, открытого правительства. Ответственным за её реализацию назначено Министерство информационного развития и связи Пермского края.

В рамках основных мероприятий программы предусмотрено решение следующих основных задач:
  • повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • создание современной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение предоставления на ее основе услуг, организация защиты информации, обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и информационных технологий;
  • создание и сопровождение деятельности электронного и открытого правительства;
  • обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Сформирована система управления развитием информационного общества и региональной информатизацией Пермского края – создан Совет по информатизации исполнительных органов государственной власти и развитию информационных технологий.

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2017 году Пермский край затратил на развитие сферы ИКТ 431,5 млн руб., что на 11,6% больше расходов за 2016 год.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • информационные системы (337,1 млн руб. или 78,2%);
  • связь и инфраструктура (92,5 млн руб. или 21,4%);
  • электронное правительство (1,9 млн руб. или 0,4%).

В 2018 году на финансирование мероприятий по информатизации запланировано в бюджете 842,7 млн руб. (рост на 51,2% по сравнению с 2017 годом). Структура расходов не изменилась:

  • информационные системы (568,2 млн руб. или 67,4%);
  • связь и инфраструктура (269,5 млн руб. или 32%);
  • электронное правительство (5 млн руб. или 0,6%).

Планируется увеличение финансирования по направлению «связь и инфраструктура», в частности, на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования с 91,5 млн руб. (21,2% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2017 году) до 108,7 млн руб. (12,9% от объема финансирования мероприятий по информатизации в 2018 году). Расходы на услуги мобильной связи в 2018 году составят 40 млн руб. (4,7%). В 2017 году расходы по данному направлению не предусмотрены. Запланирован рост расходов на услуги доступа к сети Интернет с 0,4 млн руб. (0,08%) до 120,2 млн руб. (14,2%). На услуги фиксированной связи в 2017-2018 годах предусмотрено менее 0,1% бюджета.

В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» предусмотрено увеличение расходов на развитие и модернизацию информационных систем с 72,3 млн руб. (14,9%) до 277,7 млн руб. (32,9%). Кроме того, запланировано увеличение финансирования на создание информационных систем с 126,4 млн руб. до 153,3 млн руб., что в процентном соотношении составляет 26% и 18,2% соответственно от общего бюджета на информатизацию. Расходы на эксплуатацию будут незначительно сокращены – с 138,3 млн руб. (28,5%) до 137,2 млн. руб. (16,2%).

Финансирование по направлению «электронное правительство» в 2018 году на «перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и их оптимизация» составило 0,4 млн руб. (0,05%), а на развитие порталов государственных и муниципальных услуг и каналов доступа к ним - 2,6 млн руб. (0,3%). В 2017 году данные направления не финансировались. Планируется увеличение финансирования развития инфраструктуры электронного правительства с 1,7 млн руб. (0,3%) до 1,9 млн руб. (0,2%).

Среди отраслевых направлений финансирования ожидается увеличение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 219,8 млн руб. (51%) в 2017 году до 336,4 млн руб. (39,9%) в 2018 году, а также финансирования внедрения ИКТ в сферу государственных и муниципальных финансов с 104,4 млн руб. (24,2%) до 114,2 млн руб. (13,6%). Ожидается увеличение расходов на финансирование внедрения ИКТ в сфере социальной защиты с 51,2 млн руб. (9,6%) до 98,9 млн руб. (11,7%). На остальные сферы выделяются незначительные объемы финансирования (рисунок 1):

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2017 и 2018 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Пермский край занимает средние позиции в Российской Федерации.

Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 183 единицы на 100 человек населения, что соответствует 31 месту в Российской Федерации и 7 месту в Приволжском федеральном округе (ПФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 57 место в Российской Федерации (14 абонентов) и последнее место среди регионов ПФО.

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 78 место в Российской Федерации (43 абонента) и последнее место в ПФО.

По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Пермский край занимает 59 место в Российской Федерации (69 пользователей) и 10 место в ПФО (рисунок 2):

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566)

Программа развития связи на период до 2020 предусматривает комплекс мероприятий по повышению доступности и качества широкого спектра современных услуг связи. На конец 2017 года выполнены работы по организации подключения к высокоскоростному доступу в сеть Интернет 234 больниц, поликлиник и стационаров, 176 фельдшерско-акушерских пунктов. Таким образом, 87% больниц и 28,4% фельдшерско-акушерских пунктов Пермского края обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет.

Совместно с операторами связи в 2017 году в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства» в 81 населенном пункте края стали доступны услуги широкополосного доступа к сети Интернет, в том числе посредством беспроводных технологий. Мониторинг качества связи на территории Пермского края осуществляется регулярно. На данный момент 100% федеральных трасс и 80% региональных трасс на территории Пермского края покрыты сотовой связью.

Электронное правительство

Пермский край обладает низким уровнем развития электронного правительства. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 48,4% - 66 место в Российской Федерации и последнее место в ПФО (рисунок 3):

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2018.htm)

Правительство края и Минкомсвязь России в 2016 году заключили соглашение об участии в проекте «Мультирегиональность». Проект предполагает предоставление в электронном виде на ЕПГУ услуг органов государственной власти и местного самоуправления края, а также их подведомственных организаций. Информация о 224 региональных и 5 243 муниципальных услуг доступна на Едином портале государственных и муниципальных услуг по итогам 2017 года, часть из них (122 региональных и 1 853 муниципальных) предоставляется в электронном виде. Посредством портала в 2017 году было подано свыше 80 тыс. заявлений на получение госуслуг в электронной форме. Из них 53% - в региональные органы исполнительной власти, 47% - в органы местного самоуправления.

Доступ к получению услуг через МФЦ обеспечен для 97,73% населения края. Ежедневно многофункциональные центры посещает в среднем 12 тыс. человек, за 2017 год через МФЦ заявителям оказано около 3 млн услуг. Среднее время ожидания в очереди составляет 8 минут. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг - 98,4%.

Сеть МФЦ на начало 2018 года включала 53 филиала и 215 территориально обособленных структурных подразделений по всему краю. Общее количество окон приема заявителей составляет 725. Более 6,5 тысяч граждан в 2017 году обратились в МФЦ, ориентированные на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего бизнеса, с целью регистрации предпринимательской деятельности.

Взаимодействие общества и власти

В Пермском крае с апреля 2017 года запущен проект «Управляем вместе» для обеспечения взаимодействия общества и власти. Около 27 000 жителей края зарегистрировались на портале в течение 2017 года, а посетили более 200 000. Главная цель проекта - вовлечение жителей в процесс управления краем. Обеспечена возможность осуществления контроля за деятельностью органов власти в электронном виде. Кроме того, с помощью портала жители могут направлять свои предложения по включению объектов краевого хозяйства в Программы развития на ближайшие годы.

Посредством портала реализована возможность обратной связи от жителей края о проблемах, выявленных в таких категориях объектов, как дороги, дворы, парки, услуги МФЦ с помощью инструмента интерактивной карты региона. Более 700 обращений в электронном виде поступило по проблемам, выявленным жителями, в части ремонта, строительства, благоустройства дорог, дворов и парков. Впервые в Пермском крае жителям в электронном виде была предоставлена возможность дать предложения по объектам дорог для включения в Программу развития в 2018 году. Было устранено за 2017 год более 85% проблем края по обращениям граждан.

За прошедший год на интерактивной карте края была раскрыта информация о более чем 4 000 строящихся объектов с информацией о видах работ, сроках, объемах финансирования, подрядных организациях. Интерактивная карта также позволяет ознакомиться с проектной документацией, дизайн-проектами и фотографиями хода работ.

Более 12 000 жителей края в 2017 году в электронном виде приняли участие в голосовании за название нового терминала аэропорта, а также в оценке проектов разных муниципальных образований, представленных на конкурс «Мы выбираем спорт».

ИКТ в сфере образования

Регионом достигнут устойчивый уровень развития информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент») используется в работе 88% образовательных организаций. Он содержит информацию о 94% обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.

Внедрен комплекс информационных систем сферы общего образования и дополнительного образования (Портал Образование 2.0). Портал является площадкой для сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивает обратную связь с пользователями. Он позволяет поддерживать планирование учебно-воспитательной работы, размещать и обсуждать учебные и методические материалы для подготовки к занятиям и выполнения домашних заданий, а также обмениваться и проводить совместную работу над материалами с коллегами из других образовательных учреждений

В регионе также внедрен комплекс информационных систем сферы дошкольного образования (Портал дошкольного образования), который позволяет информировать потребителей об учреждении дошкольного образования, и оказываемых услугах, вовлекать родителей в активную деятельность в рамках виртуального пространства дошкольного образовательного учреждения. Посредством портала граждане получают информацию об условиях и правилах предоставления мер поддержки семей дошкольников. Портал позволяет поддерживать процесс формирования и отслеживания состояния очереди на оказание дошкольных образовательных услуг, комплектовать дошкольные учреждения посредством «одного окна». С помощью портала возможно осуществлять мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием в сфере дошкольного образования, автоматизировать формирование отчетных показателей.

ИКТ в сфере здравоохранения

К региональной медицинской информационной системе подключены около 90% медицинских организаций. Порядка 40% медицинских организаций региона передают сведения электронных медицинских карт пациентов в федеральную систему интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). Возможность электронной записи на прием к врачу предоставляют около 90% процентов медицинских организаций.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

В Пермском крае эксплуатируется несколько информационных систем, обеспечивающих прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также способствующих повышению качества финансового менеджмента организаций государственного сектора:

  • Портал «Понятный бюджет» предназначен для раскрытия информации о бюджете в простой и доступной для любого гражданина форме. Портал раскрывает основные аспекты бюджетного процесса в крае, содержит сведения об основных параметрах бюджета, структуре доходов и расходов бюджета Пермского края;
  • Информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края. Система позволяет загружать, консолидировать, хранить и обрабатывать данные, необходимые для планирования и осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края;
  • Информационная система мониторинга комплексного развития Пермского края. Система включает подсистему мониторинга оплаты труда работников бюджетной сферы и формирования управленческого классификатора. С помощью системы организован информационный обмен органов государственной власти с государственными и муниципальными учреждениями Пермского края в части формирования, предоставления, размещения и актуализации данных по численности и оплате труда работников;
  • Единая информационно-аналитическая система управления объектами недвижимого имущества, расположенными на территории Пермского края. Система находится в разработке и планируется к вводу в опытную эксплуатацию в 2018 году. Предполагается, что она должна обеспечить автоматизацию процесса сбора, хранения, обработки и анализа сведений об объектах недвижимого имущества, включая земельные участки, расположенные на территории края для целей налогообложения.

Выводы

В Пермском крае накоплен достаточный потенциал для развития электронного правительства. Повышается эффективность государственного управления за счет внедрения современных информационных технологий, качество и доступность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В тоже время, в настоящий момент показатели количества граждан, использующих механизм получения госуслуг в электронной форме, остаются на низком уровне. Запущенный ИТ-кластер Пермского края, первая сессия которого состоялась в 2017 году, может стать базовым центральным звеном развития информационно-коммуникационных технологий в Пермском крае.

+7 (499) 600-11-22