Аналитика

Развитие информационного общества в Красноярском крае

  • Маи 15, 2018

Красноярский край характеризуется средним уровнем развития информационного общества.

Основным стратегическим документом региона, регулирующим вопросы повышения качества жизни граждан на основе информационных технологий, на период до 2030 года является государственная программа «Развитие информационного общества». Ответственным за реализацию программы назначено Агентство информатизации и связи. По состоянию на 2017 год эта программа является самой долгосрочной среди субъектов Российской Федерации.

Программа состоит из следующих подпрограмм:

  • Инфраструктура информационного общества и электронного правительства;
  • Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия;
  • Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности населения.

Развитие отраслевой информатизации предусмотрено в таких государственных программах, как «Развитие здравоохранения», «Развитие транспортной системы», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Управление государственными финансами» и других.

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2017 году Красноярский край затратил на развитие сферы ИКТ 677,7 млн руб., что на 43,2% меньше расходов за 2016 год.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • информационные системы (268,3 млн руб. или 39,6%);
  • электронное правительство (231,8 млн руб. или 34,2%);
  • связь и инфраструктура (177,5 млн руб. или 26,2%).

В 2018 году на финансирование мероприятий по информатизации запланировано в бюджете 740,4 млн руб. (рост на 9,2% по сравнению с 2017 годом). Структура расходов изменилась:

  • связь и инфраструктура (276,7 млн руб. или 37,4%);
  • информационные системы (234,3 млн руб. или 31,6%);
  • электронное правительство (229,4 млн руб. или 31%).

В структуре финансирования по направлению «связь и инфраструктура» расходы на услуги фиксированной связи в 2017-2018 годах не предусмотрены. Планируется сокращение финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования с 54 млн руб. (7,9%) до 47,7 млн руб. (6,4%). Увеличатся расходы на услуги мобильной связи с 3,6 млн руб. в 2017 до 61,4 млн руб. в 2018 году, что составляет 0,5% и 8,3% от годового бюджета соответственно. Запланирован рост расходов на услуги доступа к сети Интернет с 119,7 млн руб. (17,6%) до 167,4 млн руб. (22,6%).

В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» предусмотрено сокращение расходов на развитие и модернизацию информационных систем с 218 млн руб. (32,1%) до 163,7 млн руб. (22,1%). Расходы на эксплуатацию будут увеличены с 44 млн руб. (6,5%) до 55,1 млн. руб. (7,4%). Кроме того, предусмотрено увеличение финансирования на создание информационных систем с 7,2 млн руб. до 15,3 млн руб., что в процентном соотношении составляет 1% и 2% соответственно от общего бюджета на информатизацию.

По направлению «электронное правительство» финансирование, выделяемое на «перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и их оптимизацию», составляло 4,8 млн руб. (0,7%) в 2017 году и составит в 2018 году 19,1 млн руб. (2,6%). Будет сокращено финансирование на развитие инфраструктуры электронного правительства с 216,6 млн руб. (31,9%) до 206,8 млн руб. (27,9%).

Ожидается сокращение расходов на развитие порталов государственных и муниципальных услуг и каналов доступа к ним с 9,4 млн руб. (1,3%) до 2,5 млн руб. (0,3%) . На популяризацию сервисов оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме запланировано менее 0,2% бюджета на информатизацию.

Среди направлений финансирования по отраслям планируется увеличение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 336,1 млн руб. в 2017 году (49,6 %) до 428,8 млн руб. в 2018 году (57,9%), а также увеличение финансирования внедрения ИКТ в сферу государственных и муниципальных финансов с 60,7 млн руб. (9%) до 69,8 млн руб. (9,4%). Ожидается сокращение расходов на финансирование внедрения ИКТ в сфере здравоохранения с 75,6 млн руб. (11,2%) до 69,7 млн руб. (9,4%). Кроме того, уменьшатся объемы финансирования информатизации сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Расходы на внедрение ИКТ в сферах культуры, транспорта, сельского хозяйства, ЖКХ, а также труда и занятости в 2017-2018 годах не предусмотрены (рисунок 1):

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2017 и 2018 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Красноярский край занимает средние позиции в Российской Федерации.

Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 165,8 единиц на 100 человек населения, что соответствует 60 месту в Российской Федерации и 8 месту в Сибирском федеральном округе (СФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 61 место в Российской Федерации (14 абонентов) и 9 место в СФО.

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 21 место в Российской Федерации (72 абонента) и 2 место в СФО, уступая только Иркутской области.

По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Красноярский край занимает 27 место в Российской Федерации (73 пользователя) и 3 место в СФО, уступая Томской и Кемеровской областям (рисунок 2):

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566)

Развитие услуг связи подразумевает не только использование этих услуг населением, но и создание единого информационного обмена между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными учреждениями. Для достижения указанных целей в регионе создана единая сеть передачи данных органов власти (ЕСПД), объединяющая порядка 1465 ведомств, находящихся в городах, районных центрах, а также в населенных пунктах Красноярского края с малоразвитой телекоммуникационной инфраструктурой.

Для обеспечения услугами связи особо отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Красноярского края, где отсутствуют сотовая связь и доступ к сети Интернет, создана сеть центров общественного доступа к государственным информационным ресурсам. Центры позволяют населению посредством 538 инфоматов получить бесплатный доступ к сайтам государственных и муниципальных услуг, доступ к услугам голосовой связи и видеосвязи, а также оплатить товары и услуги посредством электронных платежей

Из 1761 поселений на территории Красноярского края обеспечены услугами связи 1340 населенных пунктов (76,1%), что составляет 98,2% населения. Такая диспропорция в регионе связана, в первую очередь, с отсутствием доступа жителей небольших и труднодоступных населенных пунктов к услугам сотовой связи. Агентством информатизации и связи с целью устранения диспропорций по поручению Губернатора Красноярского края разработан план мероприятий на 2017-2019 годы по созданию условий для обеспечения услугами связи 190 малочисленных и отдаленных населенных пунктов региона.

По итогам 2017 года в рамках реализации данного плана в 65 населенных пунктах организован доступ к сети Интернет, в 2 населенных пунктах – услуги сотовой связи.

ИКТ инфраструктура для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года

Одними из основных мероприятий по развитию ИКТ инфраструктуры к Универсиаде 2019 года, реализуемых Красноярским краем, являются:

  • закупка оборудования, программных комплексов для объектов Универсиады, командного центра и дирекции Универсиады, обеспечения информационной безопасности, монтаж оборудования в региональном центре обработки;
  • создание подсистемы «Управление транспортным обеспечением» для подготовки и проведения Универсиады на основе данных, поступающих из единой региональной навигационно-информационной системы (РНИС).

Планируется создание перспективной и комфортной городской среды. Во многих сферах инфраструктурные преобразования будут носить масштабный и долгосрочный характер, например:

  • спортивной инфраструктуры;
  • инфраструктуры в области транспорта;
  • инфраструктуры в области медицины;
  • объектов городской среды;
  • инфраструктуры в области безопасности и информационных технологий.

Системы видеонаблюдения и хранения данных, создаваемые в рамках строительства и реконструкции спортивных объектов Универсиады, по ее окончании продолжат использоваться информационно-коммуникационной и телекоммуникационной инфраструктурой Красноярского края. Внедряемые в период подготовки к Универсиаде компоненты системы управления безопасностью в дальнейшем планируется использовать для обеспечения безопасность жизни и здоровья граждан. Разработанная в рамках концепции использования информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий единая информационная система управления играми может быть использована в целях автоматизации процессов подготовки и управления иными крупными спортивными и культурно-массовыми мероприятиями не только на территории Красноярского края, но и в Российской Федерации.

Электронное правительство

Красноярский край имеет устойчивый уровень развития электронного правительства. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 80,4% - 4 место в Российской Федерации и 1 место в СФО (рисунок 3):

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2018.htm)

В регионе создан Региональный портал государственных и муниципальных услуг Красноярского края ( www.gosuslugi.krskstate.ru ). На портале доступна информация о 285 региональных услугах, по 179 из них можно подать заявление на получение услуги в электронной форме. Из 5 160 муниципальных услуг, информация о которых доступна на портале, в электронной форме можно получить 1 816 услуг. В 2017 году на портале было подано свыше 70,5 тыс. заявлений на получение услуг в электронной форме. Из них 75% - в региональные органы исполнительной власти, 25% - в органы местного самоуправления.

Кроме того, в крае создана развитая сеть многофункциональных центров, где граждане могут получить государственные услуги по принципу «одного окна». В 2013 году введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система для многофункциональных центров региона – АИС «Енисей-МФЦ». Система обеспечивает полную автоматизацию деятельности МФЦ по представлению государственных и муниципальных услуг.

Важным инфраструктурным звеном электронного правительства является краевая государственная информационная система «Енисей-Государственные услуги». К системе подключены все органы исполнительной власти края, участвующие в межведомственном взаимодействии при оказании государственных услуг (1 379 пользователей), а также 456 муниципальных образований, в том числе 61 район и 395 сельских поселений (всего 2 640 пользователей, из них: 1 842 - пользователи районов, 683 - пользователи сельских поселений).

Оперативность управления в регионе обеспечивает государственная межведомственная информационная система Красноярского края «Енисей-Видеомост», которая позволяет проводить совещания и разъяснительную работу с государственными и муниципальными служащими в формате видеоконференцсвязи.

В крае создан региональный центр обработки данных, на вычислительных ресурсах которого размещено порядка 50 государственных информационных систем Красноярского края, ведомственных информационных систем.

В регионе функционирует удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязью России, позволяющий обеспечить на безвозмездной основе создание квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи уполномоченных сотрудников органов государственной власти, органов местного самоуправления, краевых и муниципальных учреждений.

В крае обеспечен доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным региона - внедрена единая региональная геоинформационная система «Енисей – ГИС». В системе размещаются пространственные данные 32 органов государственной власти и 61 органа местного самоуправления.

ИКТ в сфере транспорта

Для охвата маршрутной сети на территории всего Красноярского края функционирует единая региональная навигационно-информационная система (РНИС), позволяющая получать данные о всех видах пассажирского (местоположение, маршрут, скорость движения, расчетное время прибытия и т.д.), автомобильного, речного транспорта и специализированной техники (автомобили скорой медицинской помощи, дорожная техника, техника жилищно-коммунального хозяйства).

Создание и развитие системы направлено, в первую очередь, на обеспечение безопасности пассажирских перевозок, повышение эффективности соответствующих расходов, взаимодействия оперативных служб и ведомств (МЧС, ГИБДД, МВД), осуществление контроля за перемещением транспортных средств и контроля за эффективностью работы автомобильного парка.

Внедрение системы позволило сократить расход топлива на 12%, время поездок на 20-25%, количество остановок на 16%, увеличить ежегодный возврат инвестированных финансовых средств до 45%, регулярность движения автобусов на маршрутах на 15-20%, а также снизить себестоимость перевозок.

ИКТ в сфере образования

В регионе отмечается средний уровень развития информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. В работе 95% образовательных организаций используется региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). Он содержит информацию о 93% обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам. Система консолидирует и хранит информацию из других информационных систем в сфере образования – «Дошкольник», «Электронный колледж», «Электронное дополнительное образование», краевой информационной автоматизированной системы управления образованием «КИАСУО». К системе подключены специалисты министерства образования и муниципальных органов управления образованием Красноярского края.

ИКТ в сфере здравоохранения

Около 80% медицинских организаций региона подключены к региональной медицинской информационной системе единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Около 20% медицинских организаций передают сведения электронных медицинских карт пациентов в федеральную систему интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК).

На высоком уровне развита инфраструктура телемедицины – все медицинские организации обеспечены доступом к системам или комплексам по оказанию телемедицинских услуг.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

В Красноярском крае эксплуатируются несколько информационных систем, обеспечивающих прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также способствующие повышению качества финансового менеджмента организаций государственного сектора:

  • Автоматизированная информационная система «АИС «План-Прогноз» обеспечивает разработку прогнозно-аналитических систем и комплексов для поддержки принятия управленческих решений органами государственной власти всех уровней, а также оказание услуг по ситуационному прогнозированию и стратегическому планированию регионального развития. Система позволяет формировать полностью сбалансированные прогнозы одновременно по всем индикаторам социально-экономического развития региона (более 1000 индикаторов) и сбалансированные системы целевых ориентиров для стратегии регионального развития, оценивать степень их достижимости (более 100 целевых ориентиров);
  • Система «АИС Регион-24» предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа показателей социально-экономического развития Красноярского края. Основу информационной структуры системы составляют унифицированная система показателей, объектные приложения, характеризующие региональную хозяйственно-экономическую инфраструктуру, данные статистики, а также прикладные задачи и модули мониторинга;
  • Программный продукт АСУ БП «АЦК-Финансы» предназначен для автоматизации процесса управления финансовыми ресурсами краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края.
  • Выводы

    Красноярский край проводит сбалансированную политику по внедрению современных информационных технологий в государственное управление.

    Созданная ИКТ инфраструктура используется в информатизации социально значимых отраслей образования, здравоохранения, транспорта. Она отвечает современным требованиям и способна улучшить качество жизни граждан на территории Красноярского края.

    Заметны отдельные успехи региона во внедрении информационных систем для повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса Красноярского края.

+7 (499) 600-11-22