Аналитика

Развитие информационного общества в Липецкой области

  • Апр 12, 2018

Липецкая область в рейтинге ИКТ

Липецкая область относится к категории субъектов Российской Федерации с уровнем развития информационного общества выше среднего.

В регионе используется программно-целевой подход к реализации основных направлений внедрения инфокоммуникационных технологий. Основные межотраслевые направления развития информатизации отражены в подпрограмме «Формирование электронного правительства» государственной программы «Эффективное государственное управление и развитие муниципальной службы в Липецкой области».

Главная цель реализации подпрограммы - повышение эффективности государственного управления на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, развитие инфраструктуры электронного правительства.

Для реализации данной цели предусмотрено выполнение следующих задач:

  • повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий;
  • повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационных технологий;
  • организация единой защищенной сети администрации Липецкой области.

Отраслевые направления информатизации региона отражены в государственных программах «Развитие культуры и туризма в Липецкой области», «Развитие здравоохранения Липецкой области», «Развитие образования Липецкой области», «Развитие транспортной системы Липецкой области» и других.

Согласно рекомендациям Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №2769-р, в области сформирована система управления развитием информационного общества и региональной информатизацией - координационный совет по развитию информационного общества Липецкой области под председательством заместителя главы администрации области, ответственного за информатизацию.

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2017 году Липецкая область на развитие сферы ИКТ затратила 700,3 млн руб.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • информационные системы (441 млн руб. или 63%);
  • связь и инфраструктура (253 млн руб. или 36,1%);
  • электронное правительство (6,2 млн руб. или 0,9%).

В 2018 году на финансирование мероприятий по информатизации запланировано в бюджете 681,9 млн руб. (сократился на 2,8% по сравнению с предыдущим годом). Следующим образом изменится структура расходов:

  • информационные системы (379,1 млн руб. или 55,6%);
  • связь и инфраструктура (286,1 млн руб. или 41,9%);
  • электронное правительство (16,7 млн руб. или 2,5%).

В структуре финансирования по направлению «связь и инфраструктура» расходы на услуги фиксированной связи увеличатся с 37 млн руб. (5,2%) в 2017 году до 38,2 млн руб. (5,6%) в 2018 году. Планируется увеличение финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования 163,5 млн руб. (23,3%) и 196,4 млн руб. (28,8%). Должны быть снижены расходы на услуги доступа к сети Интернет с 48,4 млн руб. (6,9%) в 2017 году до 46,7 млн руб. в 2018 году (6,8%). Менее 1% от общих расходов предусмотрено на услуги мобильной связи.

В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» планируется увеличение расходов на развитие и модернизацию информационных систем с 86,9 млн руб. (12,4%) до 113,7 млн руб. (16,6%). Расходы на эксплуатацию будут увеличены с 209,3 млн руб. (29,9%) до 217,7 млн. руб. (31,9%). Планируется сокращение финансирования на создание информационных систем – с 114,7 млн руб. до 47,6 млн руб., что в процентном соотношении составляет 16,3% и 7% соответственно от общего бюджета на информатизацию.

В 2017 году финансирование на развитие инфраструктуры электронного правительства составило 0,9 млн руб. (0,1%). В 2018 году на эти цели планируется потратить 3,1 млн руб. (0,4%). В 2017 году финансирование по направлению «перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и их оптимизация» составило 2,5 млн руб. (0,3%), а в 2018 году планируется выделить на эти цели 11,5 млн руб. (1,7%).

В 2017 году на развитие порталов государственных и муниципальных услуг было выделено 0,9 млн руб. (0,1%). В 2018 году финансирование данного направления не предусмотрено.

Среди направлений финансирования по отраслям планируется увеличение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 123,9 млн руб. в 2017 году (17,7%) до 136,2 млн руб. в 2018 году (20%). Также увеличены расходы на финансирование внедрения ИКТ в сфере здравоохранения с 45,4 млн руб. (6,5%) до 84,1 млн руб. (12,3%) по сравнению с предыдущим годом. Планируется увеличение расходов на внедрение ИКТ в таких отраслях как транспорт и государственные и муниципальные финансы. Планируется сокращение финансирования внедрения ИКТ в образовании с 52,5 млн руб. (7,5%) до 49,2 млн руб. (7,2%). Также уменьшатся расходы на информатизацию сфер обеспечения безопасности жизнедеятельности и социальной защиты (рисунок 1):

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2017 и 2018 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По данным 2016 года Липецкая область имеет средний уровень развития ИКТ инфраструктуры.

По степени проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения регион занимает 57 место в Российской Федерации и 16 место по Центральному федеральному округу (ЦФО), опережая Брянскую и Ивановскую области.

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» субъект занимает 49 место в Российской Федерации (16 абонентов) и 14 место в ЦФО, опережая Тамбовскую, Московскую, Брянскую и Тверскую области.

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 73 место в Российской Федерации (45 абонентов) и 15 место в ЦФО.

По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - 44 место в Российской Федерации (71 пользователь) и 9 место в ЦФО (рисунок 2):

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566

В 2012 – 2015 годах на территории Липецкой области реализован проект по организации Единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС), вошедший в число лучших практик регионов по итогам конкурса «Лучшие управленческие решения региональных органов власти по развитию инвестиционной среды» Минэкономразвития России в 2014 году. Проект по созданию Единой информационно-коммуникационной среды был направлен на устранение неравенства между уровнем информационного развития муниципальных образований региона, упрощение процедуры взаимодействия общества и государства, обеспечение качественно нового уровня предоставления государственных и муниципальных услуг, создание условий для реализации межведомственного взаимодействия, повышение инвестиционной привлекательности Липецкой области.

По итогам реализации проекта до всех поселений области проложены волоконно-оптические линии связи. Все администрации городских и сельских поселений региона получили доступ к услугам Единой информационно-коммуникационной среды, а именно: мультисервисной сети с защитой каналов в соответствии с установленными законодательством требованиями и высокоскоростному Интернету. На территории администраций поселений и в прилегающих зонах для населения были организованы зоны свободного доступа в сеть Интернет посредством Wi-Fi.

Повышению доступности услуг связи для населения способствует реализация федерального проекта по устранению цифрового неравенства, в рамках которого организуются точки доступа к сети Интернет на скорости не менее 10 Мбит/сек в населенных пунктах с численностью от 250 до 500 жителей. В Липецкой области в 2015-2016 годах в рамках данного проекта точки доступа к сети Интернет были созданы в 148 населенных пунктах, из них в 2016 году – в 86. В 2016 году в целях реализации данного проекта Липецким филиалом ПАО «Ростелеком» на территории региона было построено более 350 километров волоконно-оптических линий связи. По итогам 2017 года в Липецкой области точки доступа к сети Интернет созданы в 184 населенных пунктах, из них в 2017 году – в 36.

На территории Липецкой области продолжается активное развитие сетей подвижной радиотелефонной связи. В регионе действуют 6 операторов сотовой связи. Все операторы работают в стандартах 3G и 4G, предоставляющих возможность доступа к высокоскоростному мобильному Интернету. В 2016 году в Липецкой области было начато развертывание сети LTE-Advanced, при которой пиковая скорость передачи данных увеличивается до 200 Мбит/с.

Электронное правительство

В Липецкой области в целом отмечается высокий уровень развития электронного правительства. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 71,8%, что соответствует 11 месту в Российской Федерации и 4 месту в ЦФО (рисунок 3):

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2018.htm)

В Липецкой области реализуются проекты информатизации, имеющие большое значение для управления регионом, развития экономической и социальной сферы и позволяющие обеспечить новые возможности для жителей. По данным из региональной информационной системы планирования и учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в эксплуатации у региональных органов исполнительной власти находится 182 информационные системы.

В регионе создан Региональный портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области (http://pgu.admlr.lipetsk.ru). На портале доступна информация по 909 региональным услугам, по 504 из них можно подать заявление на получение услуги в электронной форме, что на 10% больше, чем в 2016 году. Всего было подано свыше 312 тыс. заявлений в электронной форме на получение услуг. Из них:

  • 47% - в региональные органы исполнительной власти;
  • 40% - в федеральные органы исполнительной власти;
  • 13% - в органы местного самоуправления.

Жителями области совершено более 110 тыс. онлайн платежей на общую сумму 98 млн рублей. Из них:

  • 53% - оплата налоговой задолженности;
  • 24% - штрафы ГИБДД;
  • 23% - госпошлина.

При этом посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) оплачено 97% госпошлин при получении услуг ГИБДД и 3% при получении услуг Росгвардии, ЗАГС и МЧС.

Помимо порталов госуслуг граждане широко используют портал «Электронная школа», личный кабинет пациента на сайте управления здравоохранения, сайты налоговой службы и пенсионного фонда.

В регионе пользуются популярностью среди граждан информационные услуги (об успеваемости школьников, о продвижении очередности в детский сад, о положении на рынке труда области, о состоянии лицевого счета в ПФР) и услуги по записи на прием к врачу. Вместе с тем, в десятку наиболее популярных услуг вошли услуги: ЗАГСа, организации профориентации, регистрации автотранспортных средств, выдаче водительского удостоверения и предоставление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Одним из значимых достижений в формировании электронного правительства является создание Информационно-аналитической системы администрации Липецкой области с комплексом отраслевых и тематических подсистем (ИАС АЛО). Система обеспечивает информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления области, формирует единое региональное информационное пространство за счет объединения государственных, муниципальных и корпоративных ресурсов в едином центральном хранилище данных, а использование web-интерфейса предоставляет возможности широкого доступа к информационным ресурсам.

На текущий момент система включает в себя 35 тематических подсистем со 110 программными модулями и охватывает все органы исполнительной власти и местного самоуправления региона. В публичных компонентах ИАС АЛО регистрируется более 20 тысяч обращений в месяц.

На текущий момент в центральном хранилище системы аккумулированы данные более чем по 8,2 тыс. показателей и порядка 107,1 млн их значений в недельной, месячной, квартальной и годовой динамике. Обеспечивается непрерывный сбор и накопление информации, включая данные федеральной и региональной статистики, федеральных органов власти, исполнительных органов государственной власти области, муниципальных районов и городских округов, ведомственной статистики, отчетные данные предприятий и организаций Липецкой области.

Развивается единая система электронного документооборота администрации Липецкой области, к которой подключены все исполнительные органы государственной власти области, администрации муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений, областные бюджетные предприятия и учреждения, закрепленные за отраслевыми исполнительными органами государственной власти области.

Администрация Липецкой области подключена к системе межведомственного электронного документооборота , что позволяет осуществлять электронный документооборот с Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день более 90% региональных органов власти всех уровней (включая сельские администрации) обладают собственными интернет-ресурсами. На всех официальных сайтах предусмотрены сервисы обратной связи. На официальном интернет-портале администрации области (www.admlip.ru) обеспечен доступ ко всему спектру информации о деятельности органов власти всех уровней.

Активно формируются элементы интерактивного взаимодействия власти и граждан. По-прежнему один из самых популярных разделов портала администрации – «Обратная связь», позволяющий обратиться с вопросами, предложениями, заявлениями по электронной почте к главе администрации области. Количество электронных обращений граждан на официальный сайт с каждым годом увеличивается.

В регионе создан и развивается интернет-портал «Открытые данные Липецкой области» (http://opendata48.ru/) - один из ключевых элементов системы открытого правительства. Портал способствует повышению уровня информационной открытости госорганов и органов местного самоуправления. На сегодняшний день на портале опубликовано более 110 наборов открытых данных органов государственной власти Липецкой области. Каждый посетитель портала может оставить запрос на размещение открытых данных и задать вопрос через специальную форму обратной связи.

Сформирована и актуализируется платформа «Портал неравнодушных» (http://narodportal.ru), где жители Липецкой области могут предлагать идеи для решения проблем и задач, стоящих перед обществом и властью региона.

Регион активно участвует в создании, внедрении и развитии аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

ИКТ в сфере образования

Совершенствование сферы образования и науки области обеспечено на основе внедрения информационных технологий в образовательную и научную деятельность.

В каждой сфере образования функционируют региональные информационные системы, позволяющие автоматизировать деятельность образовательных организаций: «Электронный детский сад», «Электронная школа», «Электронный колледж», «Электронное дополнительное образование». Системы позволяют в автоматическом режиме проводить анализ и оценивать результаты деятельности обучающихся, обеспечивать информационную открытость образовательных организаций, осуществлять оперативное информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Каждая из систем имеет свой набор функций. Например, ИС «Электронный детский сад» обеспечивает:

  • ведение единой электронной очереди в дошкольные учреждения;
  • автоматическое комплектование и зачисление детей в детские сады;
  • предоставление услуг и сервисов в электронной форме;
  • формирование межведомственных электронных запросов;
  • учет посещаемости детей в детском саду по каждому виду услуги и в разрезе каждого получателя;
  • расчет начислений как по родительской плате за содержание ребенка в детском саду, так и по платным услугам;
  • учет родительской платы;
  • расчет и перечисление на оплату компенсационных выплат за содержание ребенка в детском саду;
  • формирование муниципальной и региональной отчетности;
  • интеграцию с внешними информационными системами (ГИС ГМП, Федеральная система показателей электронной очереди, региональный сегмент контингента обучающихся, подсистема «Концентратор услуг» ЕПГУ).

Дополнительно реализована возможность получения услуг в сфере образования в электронной форме через порталы государственных и муниципальных услуг.

Внедрена единая форма квитанции на оплату родительской платы, которая содержит линейный и двумерный штрих-коды для автоматического считывания реквизитов платежа. Квитанция формируется на основании начисления и имеет уникальный идентификационный номер. Реализована возможность оплаты через несколько операторов: ЕПГУ, отделения Почты России, Сбербанка и Липецкомбанка.

В рамках реализации плана мероприятий по информатизации в регионе внедрен региональный сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). К системе подключены все образовательные организации региона и содержится сведения о 100% обучающихся. АИС «Контингент» интегрирован со всеми региональными информационными системами в сфере образования. Также во всех общеобразовательных учреждениях региона осуществляется ведение электронных дневников. Электронный дневник интегрирован с ЕСИА.

Для дистанционного обучения школьников используется информационная система «Дистанционная школа «Етру». Ее использование позволяет в школах, работающих в сложных социальных условиях, решить проблему отсутствия квалифицированных кадров (в том числе в малокомплектных школах). Система обеспечивает формирование регионального банка уроков с возможностью его использования всеми образовательными организациями, участвующими в дистанционном образовании.

В 2017 году обучение с использованием дистанционных технологий осуществлялось в 56 образовательных организациях в 14 муниципальных районах, в городах Ельце и Липецке, что составляет 21,9% от общего количества школ региона.

ИКТ в сфере здравоохранения

Липецкая область обладает высоким уровнем развития и использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения.

К региональной информационно-аналитической медицинской системе (РИАМС) в настоящее время подключены все государственные медицинские организации области и многие частные. В общей сложности к системе подключено свыше 5 тысяч автоматизированных рабочих мест.

В результате реорганизации службы родовспоможения, проведенной на основе внедрения модуля РИАМС «Обменная карта и родовспоможение» в 2016 году, младенческая смертность по региону снизилась со средних значений в 7,7 до начала 2016 года до 3,4 по итогам 2017 года и остается на стабильно низком уровне в 2018 году.

С помощью системы процесс передачи данных в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации организован на качественно новом уровне, что дает следующие преимущества:

  • выгрузка данных осуществляется непосредственно из электронной медицинской карты, не требуется заполнения врачом отдельного талона для оплаты оказанных услуг и освобождает операторов, заносивших ранее данные в систему на основе талонов;
  • данные в страховые медицинские организации передаются в полностью электронном виде;
  • данные проверяются в онлайн режиме, большинство технических ошибок исключается на этапе внесения данных.

Автоматизируется межведомственный информационный обмен, к РИАМС подключено управление ветеринарии и санитарного контроля Липецкой области, организован обмен данными с ФСС, бюро МСЭ, ЗАГС, ТФОМС.

Благодаря применению РИАМС в 2017 году Липецкая область перешла на ведение листков нетрудоспособности в электронном виде (ЭЛН) и по итогам 2017 года находится на втором месте в Российской Федерации по числу выданных ЭЛН, уступая только Белгородской области.

В Липецкой области с начала 2017 года запущен «Личный кабинет пациента» на информационном портале здравоохранения Липецкой области. Он упрощает доступ к информации о медицинских услугах для жителей области. В настоящее время в нем доступен сервис самозаписи на прием к врачу, сведения о прикреплении пациента к медицинской организации, данные о пройденной флюорографии. Доступ в «Личный кабинет пациента» осуществляется через ЕСИА, для получения идентификационных данных необходимо пройти упрощенную регистрацию на Едином портале государственных услуг и внести данные о своем полисе обязательного медицинского страхования. Все процедуры регистрации проводятся в режиме онлайн.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

С целью обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышения качества финансового менеджмента организаций государственного сектора в Липецкой области созданы следующие информационные системы:

  • «Портал бюджетной системы Липецкой области». Доступен для пользователей по адресу: http://ufin48.ru. Основная цель – реализация принципа прозрачности (открытости) и обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете;
  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Система обеспечивает прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. В настоящий момент активными пользователями системы являются 32,75% участников. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами Российской Федерации по принципу «единого окна».

ИКТ в сфере транспорта

Введена в опытную эксплуатацию единая региональная система по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа (АИС «Управление транспортом»). Система охватывает все 314 муниципальных образований области, количество пользователей превысило 450 000 человек.

В 2017 году внедрена автоматизированная система безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на транспорте Липецкой области (АСОП). Её внедрение позволило распространить права льготного проезда на весь транспорт города Липецка и пригородные маршруты Липецкой области.

Система учитывает 476 пассажирских маршрутов, включая 169 городских, 268 пригородных, 39 междугородних. В системе учитывается в общей сложности 1 275 транспортных средств, из них 1 230 автобусов и 45 трамваев. На данных транспортных средствах обеспечена установка необходимого терминального оборудования безналичной оплаты проезда и с помощью АСОП реализован формат бесконтактных карт с современными средствами защиты информации (общегражданская транспортная карта и три вида льготных).

Приобрести и пополнить баланс транспортной карты можно во всех отделениях ФГУП Почта России, терминалах самообслуживания, на автовокзале и всех автостанциях Липецкой области, в отделениях ПАО «Сбербанк России» и ПАО «Липецккомбанк». Баланс карты также можно пополнить с помощью мобильных терминалов оплаты водителя ККТ ШТРИХ МПЕЙ-Ф в транспортном средстве.

ИКТ в сфере труда и занятости

Программный комплекс «Катарсис» версия 8 предназначен для автоматизации предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций в сфере занятости. Комплекс предоставляет платформу для электронного взаимодействия с гражданами и работодателями, позволяет оказывать профориентационные и другие услуги. С его помощью граждане выбирают удобный способ и место обращения за услугами служб занятости: из любого из центра занятости. Работодатели в свою очередь могут предоставлять сведения о вакансиях, отчеты о квотировании, отчеты по охране труда, сведения о высвобождении работников, получать информацию о направленных кандидатах для трудоустройства. Информационная система ПК «Катарсис» 8 подключена к системе межведомственного электронного взаимодействия.

В состав комплекса входит клиентское приложение «Информационный киоск», предназначенное для самостоятельного ознакомления граждан с вакансиями, программами временного трудоустройства, социальными выплатами, юридической информацией.

Выводы

Информационные технологии в Липецкой области активно используются для совершенствования качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, развития системы культурного и гуманитарного просвещения, эффективного управления государственным имуществом и общественной безопасности.

Развитие информационных технологий в сфере транспорта позволяет получать объективные сведения о фактически выполненной транспортной работе, количестве перевезенных пассажиров (в том числе льготных категорий), улучшать качество транспортного обслуживания населения.

В регионе развивается инфраструктура электронного правительства, повышается эффективность государственного управления за счет внедрения современных информационных технологий, повышается качество и доступность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

+7 (499) 600-11-22