Аналитика

Развитие информационного общества в Тверской области

  • Апр 05, 2018

Тверская область в рейтинге ИКТ

Тверская область занимает средние позиции в Российской Федерации по развитию информационного общества.

Функции по координации и реализации государственной политики в сфере информационных технологий в Тверской области с августа 2017 года переданы Министерству экономического развития. Ранее данные функции выполняло Министерство промышленности и информационных технологий, которое в настоящее время преобразовано в Министерство промышленности и торговли.

На период с 2014 по 2019 год основным стратегическим документом региона в части развития информационного общества является государственная программа «Развитие промышленного производства и информационных технологий в Тверской области». Мероприятия в сфере информатизации различных отраслей также предусмотрены в других государственных программах региональных органов исполнительных власти.

Программа разработана в целях реализации мероприятий, направленных на развитие промышленного производства и информационных технологий, а также оптимизацию и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Программа состоит из пяти подпрограмм:

  • содействие развитию промышленного комплекса Тверской области;
  • снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • обеспечение широкого использования информационно-коммуникационных технологий в Тверской области;
  • внедрение навигационно-информационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Тверской области;
  • организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Тверской области.

В соответствии с рекомендациями Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №2769-р, в регионе сформирован Совет по информатизации при Правительстве Тверской области. В состав Совета входят представители исполнительных органов государственной власти, Законодательного Собрания, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2016 году в Тверской области расходы на развитие сферы ИКТ составили 182,2 млн руб. , что соответствует 56 месту среди регионов России по объему финансирования мероприятий по информатизации в расчете на 1000 человек населения.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • связь и инфраструктура (109,0 млн руб. или 59,8%);
  • информационные системы (67,05 млн руб. или 36,8%);
  • электронное правительство (6,1 млн руб. или 3,4%).

В 2017 году объем финансирования мероприятий по информатизации составил 255,9 млн. руб. (увеличился на 40,5% по сравнению с предыдущим годом).

Расходы на базовые направления распределились следующим образом:

  • информационные системы (123,2 млн руб. или 48,1%);
  • связь и инфраструктура (102,3 млн руб. или 40,0%);
  • электронное правительство (30,4 млн руб. или 11,9%).

В структуре финансирования расходы на информационные системы в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 56,19 млн руб., (или на 83,7%).

В структуре финансирования по направлению «связь и инфраструктура» в 2017 году расходы уменьшились до 102,3 млн руб. (40,0%) , в то время как в 2016 году составляли 109,0 млн. руб. (59,8%). Объем финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования уменьшился с 34,1 млн. руб. до 24,2 млн. руб.

По направлению «электронное правительство» значительно увеличился объем финансирования, выделяемого на развитие порталов государственных и муниципальных услуг с 6,1 млн руб. (3,4%) в 2016 году до 30,4 млн руб. (11,9%) в 2017 году. Развитие инфраструктуры электронного правительства в 2016 и 2017 годах не финансировалось.

Среди направлений финансирования по отраслям можно отметить увеличение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 16,5 млн. руб. (9,0%) в 2016 году до 43,6 млн. руб. (17,0%) в 2017 году от общего бюджета на информатизацию в регионе.

Значительная доля финансирования выделяется на развитие ИКТ в сфере здравоохранения – 39,7 млн. руб. (21,8%) в 2016 году и 51,9 млн. руб. (20,3%) в 2017 году. Развитие ИКТ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности финансировалось в размере 28,4 млн. руб. (15,6%) в 2016 году и 34,6 млн. руб. (13,5%) в 2017 году. В 2017 году уменьшилось финансирование ИКТ в сферах образования, обеспечения безопасности жизнедеятельности, транспорта, труда и занятости, а также государственных и муниципальных финансов.

В процентном соотношении на уровне 2016 года остались неизменными расходы на ИКТ в сферах сельского хозяйства, энергетики, культуры и социальной защиты (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2016 и 2017 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Тверская область занимает средние позиции в Российской Федерации. Так по степени проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения регион занимает 64 место в Российской Федерации и 13 место в Центральном федеральном округе (ЦФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 62 место в Российской Федерации и 17 место в ЦФО (13 абонентов). Увеличение числа абонентов ШПД в сеть Интернет планируется за счет реализации ПАО «Ростелеком» проекта по ликвидации цифрового неравенства.

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 43 место в Российской Федерации и 5 место в ЦФО (64 абонента).

По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Тверская область занимает 60 место в Российской Федерации и 14 место среди регионов ЦФО (68 пользователей) (рисунок 2).

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566

Электронное правительство

По уровню развития электронного правительства Тверская область относится к категории «выше среднего». Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в 2016 году составила 26,4%, что соответствует 74 месту в Российской Федерации и 16 месту в ЦФО (рисунок 3).

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2017.htm

По уровню удовлетворенности граждан качеством получаемых в электронной форме государственных и муниципальных услуг (80,8%) Тверская область занимает 10 место в Российской Федерации и 4 место в ЦФО.

В первом полугодии 2018 года в регионе планируется начать промышленную эксплуатацию информационной системы «Технологическая платформа электронного межведомственного взаимодействия и автоматизации предоставления государственных услуг Тверской области», обеспечивающей возможность электронного межведомственного взаимодействия региональных органов исполнительной власти, а также автоматизации и предоставления в электронном виде государственных услуг.

Кроме того, Тверская область подписала соглашение с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и принимает участие в проекте «Мультирегиональность ЕПГУ».

Также в регионе создана сеть многофункциональных центров для оказания государственных услуг населению.

ИКТ в сфере транспорта

В Тверской области эксплуатируется региональная навигационно-информационная система (РНИС).

Система создана в целях:

  • повышения безопасности и качества предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов;
  • повышения эффективности и прозрачности механизма контроля исполнения контрактов в сфере транспорта и дорожного хозяйства, а также ввода системы штрафных санкций за неисполнение контрактных обязательств;
  • компенсации ущерба, причиняемого региональным автомобильным дорогам при перевозке грузов.

За счет средств областного бюджета Тверской области созданы обязательные подсистемы РНИС:

  • единая навигационная информационная платформа Тверской области, включая:
  • подсистемы информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области;
  • разработку унифицированных средств взаимодействия с внешними системами и подсистемами;
  • подсистема мониторинга и управления пассажирскими перевозками;
  • подсистема мониторинга и управления школьными автобусами;
  • подсистема мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;
  • подсистема мониторинга автомобильных транспортных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства.

ИКТ в сфере социальной защиты населения

В отрасли «социальная защита населения» основной системой, обеспечивающей автоматизацию процессов предоставления социальной поддержки населению области, является автоматизированная система «Адресная социальная помощь».

База данных социального регистра населения Тверской области включает учетную информацию о более чем 500 тыс. граждан, получающих социальную поддержку, и информацию о предоставляемых мерах поддержки.

В 2017 году в соответствии с изменением федерального и регионального законодательства Министерством социальной защиты населения Тверской области выполнены работы по модернизации отраслевой автоматизированной информационной системы для решения следующих задач:

  • подключение к Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО);
  • подключение и взаимодействие с федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ);
  • переход на электронное взаимодействие с Главным бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области;
  • подключение и взаимодействие с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ);
  • предоставление пяти государственных услуг в электронном виде через ЕПГУ:
  • предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • выдача единого социального проездного билета и выплата единовременной денежной компенсации расходов на бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств областного бюджета Тверской области и бюджетов муниципальных образований Тверской области по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
  • компенсация затрат на проезд к месту учебы и обратно к месту проживания в пределах Тверской области иногородним студентам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Тверской области;
  • предоставление материальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Тверской области;
  • назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

ИКТ в сфере образования

Одним из приоритетных направлений развития ИКТ в сфере образования является обеспечение условий для реализации возможности дистанционного обучения. Для этих целей в регионе создаются информационные центры в базовых школах. В центрах обеспечено подключение к сети Интернет на скорости не менее 2 Мбит/с, а в части школ — 10 Мбит/с, что обеспечивает качественный доступ к цифровым образовательным ресурсам.

В учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования внедрена отраслевая автоматизированная система управления сферой образования. К ней подключено 1387 учреждений. Система обеспечивает возможность подачи в электронной форме заявлений на получение муниципальных услуг в сфере образования. Например, на зачисление в дошкольные и общеобразовательные учреждения, в том числе в первый класс.

Кроме этого система обеспечивает сбор статистической информации и выполняет следующие функции:

  • мониторинг и управление образовательной деятельностью;
  • учет образовательных организаций;
  • учет контингента обучающихся и воспитанников;
  • ведение электронной очереди в дошкольные учреждения;
  • ведение электронных журналов и дневников;
  • составление и ведение расписаний;
  • управление учебными планами;
  • построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
  • подача заявлений в электронном виде на получение мест в дошкольном учреждении;
  • получение услуги электронный дневник;
  • электронное расписание занятий, формирование портфолио.

ИКТ в сфере здравоохранения

В рамках развития ИКТ в сфере здравоохранения внедрена система диспетчеризации службы скорой медицинской помощи на территории всей области, которая функционирует в связке с комплексом «112». Все машины скорой и неотложной медицинской помощи видны на электронной онлайн карте, что позволяет направить машину, находящуюся ближе всего к месту вызова и оперативно оказать медицинскую помощь.

С 2015 года реализован сервис «Электронная регистратура». Запись к врачам в электронном виде поддерживается в 56 медицинских организациях и доступна через региональный портал tver.mobimed.ru. Интеграция этого сервиса с единым порталом государственных услуг рассматривается как первоочередная задача при модернизации медицинской информационной системы.

Сервис «Электронный рецепт» для выписки льготных рецептов гражданам развернут на 150 автоматизированных рабочих местах в 57 медицинских организациях и 61 аптечном пункте.

Продолжена работа по совершенствованию системы лекарственного обеспечения «е Фарма», внедрению электронной регистратуры, развитию телемедицины.

В 2018 году планируется внедрение Единой медицинской информационной системы Тверской области.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

Министерством финансов Тверской области внедрена и используется автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом «Электронный бюджет».

Создан портал «Открытый бюджет Тверской области». Портал обеспечивает прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций государственного сектора в Тверской области.

Выводы

В настоящий момент Тверская область является регионом со средним уровнем развития информационного общества, который наращивает потенциал для информатизации.

Отмечаются общие высокие показатели по направлению «Электронное правительство», однако существенной проблемой для дальнейшего развития является низкая доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Для ускорения развития информационного общества в 2017 году было выделено финансирование на развитие ИКТ в социально значимых отраслях здравоохранения, образования, социальной защиты населения, в частности проводилась работа по внедрению наиболее важных информационных систем в эти сферы. Определенные успехи наблюдались также во внедрении ИКТ на транспорте.

+7 (499) 600-11-22