Аналитика

Развитие информационного общества в Ярославской области

  • Мар 30, 2018

Развитие информационного общества в Ярославской области

Ярославская область занимает устойчивые позиции в Российской Федерации по развитию информационного общества.

На период до 2018 года основным стратегическим документом, регулирующим вопросы информатизации в регионе, является «Концепция развития информационного общества в Ярославской области». Функции по реализации концепции отнесены на уровень заместителя губернатора области, курирующего вопросы информатизации.

Основные мероприятия по развитию информационного общества предусмотрены программой «Информационное общество в Ярославской области», утвержденной на период до 2020 года. Ответственным за реализацию программы является Департамент информатизации и связи.

Программа состоит из следующих подпрограмм:

  • «Развитие информатизации Ярославской области»;
  • «Развитие информационного общества в Ярославской области»;
  • «Использование результатов космической деятельности в Ярославской области».

Согласно рекомендациям Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р, в области сформирована система управления развитием информационного общества и региональной информатизацией – создан Совет по информатизации при губернаторе, в состав которого на постоянной основе входят представители органов власти Ярославской области. По согласованию в работе cовета участвуют представители высших учебных заведений, экспертного сообщества области.

Финансирование ИКТ

Согласно данным мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляемого ФГБУ «ЦЭКИ» Минкомсвязи России, в 2016 году Ярославская область затратила на развитие сферы ИКТ 289,1 млн руб., что соответствует 40 месту среди регионов России по объему финансирования мероприятий по информатизации в расчете на 1000 человек населения.

В структуре затрат выделяются три базовых направления:

  • информационные системы (165,4 млн руб. или 57,2%);
  • связь и инфраструктура (101,5 млн руб. или 35,1%);
  • электронное правительство (22,1 млн руб. или 7,7%).

В 2017 году объем финансирования мероприятий по информатизации составил 301,3 млн рублей (увеличился на 4% по сравнению с предыдущим годом). Структура расходов осталась неизменной:

  • информационные системы (161,8 млн руб. или 53,7%);
  • связь и инфраструктура (117,2 млн руб. или 38,9%);
  • электронное правительство (22,3 млн руб. или 7,4%).

В структуре финансирования по направлению «связь и инфраструктура» расходы на услуги фиксированной связи сократились незначительно – с 4 млн руб. (1,3%) в 2016 году до 3,3 млн руб. (1,1%) в 2017 году. В процентном соотношении доля финансирования, выделяемого на приобретение и техническое обслуживание центров обработки данных, серверов, сетей и компьютерного оборудования, не увеличилась – 43,7 млн руб. (15,1%) и 45,6 млн руб. (15,1%). Увеличились затраты на услуги доступа к сети Интернет с 53,2 млн руб. (18,4%) в 2016 году до 67,9 млн руб. в 2017 году (22,5%). Менее 1% от общих расходов предусмотрено на услуги мобильной связи.

В структуре финансирования по направлению «развитие информационных систем» расходы на развитие и модернизацию информационных систем увеличились с 8,8 млн руб. (3%) до 14,1 млн руб. (4,6%). Расходы на эксплуатацию сократились с 156,6 млн руб. (74%) до 147,6 млн. руб. (54,1%). Финансирование на создание информационных систем не выделялось.

Объем финансирования на развитие инфраструктуры электронного правительства составил 12,5 млн рублей (4,3%) в 2016 году и 14,8 млн рублей (4,9%) в 2017 году. Было сокращено финансирование по направлению «перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и их оптимизации» с 7,6 млн рублей (2,3%) в 2016 году до 5,1 млн рублей (1,6%) в 2017 году.

Среди направлений финансирования по отраслям можно отметить уменьшение объемов средств, выделяемых на развитие информатизации и связи, с 197,4 млн руб. (68,3%) в 2016 году до 190 млн руб. (63,1%) в 2017 году от общего бюджета на информатизацию в регионе. Финансирование внедрения ИКТ в сфере здравоохранения осталось без изменений – 50 млн руб. В 2017 году увеличилось финансирование внедрения ИКТ в сферах государственных и муниципальных финансов и образования. Незначительно сократились расходы на внедрение ИКТ в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности и социальной защиты населения. Расходы на внедрение ИКТ в сферах культуры, транспорта, сельского хозяйства, строительства, ЖКХ, труда и занятости, энергетики не предусмотрены ни в 2016 году, ни в 2017 году (рисунок 1):

Рисунок 1. Структура финансирования ИКТ по отраслям и направлениям деятельности в 2016 и 2017 годах, % (Источник – данные мониторинга ИТ-бюджетов субъектов Российской Федерации, Минкомсвязь России)

Оснащенность ИКТ инфраструктурой

По показателям развития ИКТ инфраструктуры Ярославская область занимает средние позиции в Российской Федерации.

Степень проникновения подвижной радиотелефонной (сотовой) связи оценивается в 174,7 единиц на 100 человек населения, что соответствует 46 месту в Российской Федерации и 10 месту в Центральном федеральном округе (ЦФО).

По показателю «число абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в сеть Интернет на 100 человек населения» регион занимает 13 место в Российской Федерации (22 абонента) и 3 место в ЦФО, уступая Москве и Курской области.

По числу абонентов мобильного ШПД в сеть Интернет на 100 человек населения регион занимает 34 место в Российской Федерации (68 абонентов) и 2 место в ЦФО, уступая столице.

По численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения Ярославская область занимает 39 место в Российской Федерации (72 пользователя) и уступает по данному показателю только Москве, Московской и Тульской областям среди регионов ЦФО (рисунок 2):

Рисунок 2. Показатели развития ИКТ инфраструктуры в 2016 году (Источник: данные развития ИКТ инфраструктуры, Минкомсвязь России; по показателю численности пользователей сети Интернет на 100 человек населения - https://fedstat.ru/indicator/43566

Электронное правительство

В Ярославской области высокий уровень развития электронного правительства. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 59,8% - 15 место в Российской Федерации и 6 место в ЦФО (рисунок 3):

Рисунок 3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в % от общего числа. (Источник – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/calendar2017.htm)

Оператором развития электронного правительства в Ярославской области является региональное ГБУ «Электронный регион». Дополнительно на него возложены функции по переводу государственных услуг в электронный вид.

Создан социальный учебно-консультационный центр по электронным услугам населению. Целью центра является обучение граждан навыкам работы с персональными компьютерами, сетью Интернет, электронной почтой, государственными и муниципальными услугами в электронном виде, совершения электронных платежей, получения необходимой справочной информации и осуществления коммуникаций с использованием современных средств связи. Функционирование центра осуществляется на основе государственно-частного партнерства.

ИКТ в сфере образования

Одним из ключевых направлений информатизации в Ярославской области является развитие информационно-коммуникационных технологий в системе образования.

Внедрен сегмент Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (ГИС «Контингент»). Система используется в работе 100% образовательных организаций и содержит информацию о 8,5% обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.

ИКТ в сфере здравоохранения

Ярославская область на высоком уровне обеспечивает внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу здравоохранения.

В регионе автоматизирована деятельность медицинского и административного персонала больниц и поликлиник, связанная с описанием и сохранением истории болезни пациентов, оказанных им медицинских услугах, выписанных рецептах. К региональному сегменту единой государственной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) подключены 80% медицинских организаций. Информация о медицинских организациях и медицинских работниках в региональном сегменте ЕГИСЗ предоставляется автоматически.

Результаты проведенных исследований, осмотров врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических и стационарных подразделений заполняются в электронном виде и передаются в электронную медицинскую карту пациента, данные из которой, в свою очередь, передаются в личный кабинет «Моё здоровье» на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Автоматизация процессов сбора, обработки, передачи и централизованного хранения лабораторных исследований в единой электронной медицинской карте (ЕЭМК) повышает качество лабораторной диагностики, исключает повторные исследования и позволяет врачу проследить динамику и эффективность лечения.

С внедрением ЕЭМК информация о пациенте передается в федеральный сегмент ЕГИСЗ, что позволяет врачу иметь доступ к истории болезни пациента из любой точки страны.

В ходе осуществления проекта по внедрению ЕЭМК были реализованы следующие мероприятия:

  • создан единый центр обработки данных;
  • создана защищенная сеть передачи данных, объединяющая 50 медицинских организаций Ярославской области;
  • создана региональная медицинская информационная система Ярославской области, основной целью которой является автоматизация деятельности медицинского и административного персонала больниц и поликлиник при оказании медицинских услуг;
  • существенно обновлен парк компьютерной и периферийной техники в медицинских организациях.

ИКТ в сфере государственных и муниципальных финансов

В Ярославской области эксплуатируются следующие информационные системы, обеспечивающие прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также способствующие повышению качества финансового менеджмента организаций государственного сектора:

  • АИС «Бюджет». Система предназначена для комплексной автоматизации деятельности финансовых органов и муниципальных образований Ярославской области на всех этапах бюджетного процесса: составление, исполнение бюджета, ведение бухгалтерского учета и отчетности, анализ казначейского исполнения бюджета;
  • Информационно-аналитическая система «Открытый бюджет Ярославской области». Портал доступен для пользователей по адресу . Основная цель – реализация принципа прозрачности (открытости) и обеспечение полного и доступного информирования граждан о бюджете Ярославской области;
  • Государственная информационная система Ярославской области «Государственные закупки Ярославской области» (ГИС «ГЗ ЯО») в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Система доступна по адресу . К ГИС «ГЗ ЯО» подключены все государственные и муниципальные организации Ярославской области.

Выводы

Ярославская область обладает высоким потенциалом для развития информационного общества. В регионе создана система управления информатизацией и разработана необходимая нормативная правовая база. Развитая ИКТ-инфраструктура и системное финансирование информатизации обеспечивают успешное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в социально значимые сферы образования и здравоохранения, а также высокий уровень развития электронного правительства.

+7 (499) 600-11-22